Обзоры СМИ

Главная / Архив / Обзоры СМИ

Иностранцы и россияне на российских круизах

5 категория - Другое

28 Октября 2020

В прошлом году в круизы по рекам России отправилось около 95 тыс. иностранных туристов. Тогда же ожидалось, что в следующем сезоне зарубежный турпоток возрастет в среднем на 10-15%, составив уже более 100 тыс. путешественников. Однако в 2020 году пандемия COVID-19 внесла свои печальные коррективы: массовых туристов из-за рубежа на российских речных просторах не оказалось вовсе…

Общее число организованных круизных путешественников из-за рубежа доходило прежде примерно до 30% от суммарного количества пассажиров на реках нашей страны. В то же время, оно не превышало процента от всех интуристов в России. Хотя, как видим, доля «импортных» круизеров регулярно возрастала. В то же время, круизы для российских и для иностранных путешественников - практически разные турпродукты, рассчитанные на отдельные потребительские группы. И как результат, на теплоходах, зафрахтованных зарубежными туроператорами, почти не бывает наших соотечественников.

Конечно, основная часть, а нередко и все места на судне реализуются исключительно на иностранном рынке. Хотя небольшое число каюты на борту, оставшиеся невостребованными за рубежом, с разрешения фрахтователя открываются для продажи внутренним потребителям. Но у российских граждан они пользуются минимальным спросом. Во многом потому, что поездка с иностранной группой обойдётся примерно на 25-30% дороже. Для сравнения, недельный круиз из Москвы до Санкт-Петербурга, правда с полным пакетом услуг – перелетом и трансфером, стоит на зарубежном рынке 1,5-2 тыс. евро на человека.

Но как считают эксперты, дело далеко не только в высоких тарифах на наиболее комфортабельных теплоходах, которые, как правило, арендуют зарубежные туроператоры. В последние годы суда классов «премиум» и «люкс» становятся все более востребованными и у россиян, готовых платить за высокий уровень удобств. Причина того, что массовые российские и иностранные тургруппы почти никогда не пересекаются, другая. И главное заключается в том, что речной отдых, прежде всего на борту судна, эти две аудитории понимают принципиально по-разному.

Спокойная зарубежная публика

Основной круизный контингент, приезжающий из-за рубежа – пожилые люди, нередко возрастные семейные пары. Состоятельные, как правило, пенсионеры отдают предпочтение спокойному отдыху и неутомительному времяпрепровождению. Отсюда при организации под них речных путешествий ориентируются на поддержание размеренного образа жизни и комфорт на борту. Культурная программа сводится к непродолжительным классическим и фольклорным выступлениям музыкальных и танцевальных коллективов, к лекциям об истории и традициях страны и региона пребывания, а также к мастер-классам, к примеру, по росписи матрёшек.

Отдельным очень важным пунктом стоит питание в ресторане. В отличие от наших вечно спешащих путешественников, иностранцы привыкли принимать пищу неспешно, поэтому их обслуживание проходит гораздо медленней. Есть существенные различия и в судовом меню, которое строится в зависимости от привычных традиций питания для каждой конкретной группы гостей: в обобщенном европейском варианте это, как правило, легкий завтрак с обедом и более насыщенный ужин. Хотя всем интуристам в обязательном порядке подают и блюда традиционной русской кухни.

По данным ФГБУ «Канал имени Москвы», среди зарубежных туристов на российских речных маршрутах чаще всего встречаются граждане Германии, Франции, Италии и Испании. Также немало организованных групп из Бельгии, США, Австралии и Великобритании. А в последнее время отмечен рост числа путешественников из Азии. И в первую очередь из Китая, турпоток отсюда ежегодно увеличивался на 20-25%. До последнего времени немало на реках России было пассажиров и из Вьетнама, Бразилии, Канады, стран Скандинавии.

При этом самостоятельных зарубежных туристов приезжает крайне мало, отмечают представители ведущих российских круизных операторов, занимающихся организацией туров для иностранцев. В их число входят, прежде всего, компании «Водоходъ», «Ортодокс» и «Мостурфлот». Причем, иностранных пассажиров не прибавилось и после того, как туроператоры разместили информацию о круизах на англоязычных страницах своих сайтов, предоставив их поьзователям возможность бронирования и покупки поездок в режиме онлайн. Как считают эксперты, единичных клиентов из-за рубежа отпугивает ряд возможных проблем, с которыми они могут столкнуться: получение российской визы, приобретение авиаперевозки, трансфер в речные порты. Кроме того, смущает их и отсутствие широкой информации о круизных возможностях России, а главное, наличие языкового барьера.

Что еще важно, самым популярным и почти единственным для иностранных туристов в России по-прежнему остается водное направление, соединяющее Москву и Санкт-Петербург. На него приходится где-то 90-95% круизных туров. Путешествие по этому маршруту продолжается в среднем неделю, на линии предусмотрены как продолжительные стоянки в местах отправления и прибытия, так и заходы в ряд пунктов, где тоже проводятся различные экскурсионные программы. Зарубежных пассажиров при этом прельщает, конечно же, возможность за одно посещение России побывать сразу в двух ее столицах.

Суперактивные российские туристы

Организация речных путешествий для россиян значительно отличается от варианта, рассчитанного на иностранного потребителя круизного продукта. И хотя здесь тоже встречается немало возрастной публики, но молодежь тоже далеко не редкость, а также семейные пары с маленькими детьми и подростками, как и люди среднего возраста. Вообще же, отмечают в круизных компаниях, российские речные круизы за последние годы заметно «помолодели» и наметившийся тренд еще далек от завершения. К тому же, все чаще во внутренние водные туры отправляются целыми семьями, включающими представителей практически всех возрастных групп и поколений.

Российские походы по рекам, озерам и каналам страны успешно совмещают познавательный и активный отдых. На борту у туристов нет буквально ни минуты свободного времени, их постоянно приглашают принять участие в самых разнообразных мероприятиях – спортивных, развлекательных, песенных, мастер-классах, концертах и спектаклях, дискотеках и многих других. Перед пассажирами выступают не только артисты, в том числе и достаточно известные, но и профессиональные искусствоведы, историки, философы и даже космонавты. Отдельно разрабатываются программы для самых маленьких туристов и детей постарше, для них открываются детские комнаты и клубы, есть отдельная анимация.

А в местах стоянок круизных пассажиров ждут экскурсионные поездки и прогулки, причем предлагается сразу несколько маршрутов на выбор. Можно даже отправиться в многодневный тур, причем, не только на единственном еще недавно направлении на Соловецких островах, но и в ряде других пунктах заходов теплоходов. Причем, количество береговых экскурсий ежегодно становится все больше и все необычнее, к примеру, за время проведения одного из круизов в Петербург туристы имеют возможность побывать даже за границей.

Не менее широко представленные в центральной России и сами круизные маршруты - по направлениям (та же московско-питерская линия, Волга - от Твери до Астрахани, Ока, Дон, некоторые малые реки, а в последнее время и походы «река-море»), по продолжительности (от 2-3 дней до 21-22 дней и более), уровню комфортабельности теплоходов. Обслуживают наших туристов значительное число операторов: от участников «Речного альянса» - крупнейших отраслевых компаний «Водоходъ», «Мостурфлот», «Созвездие», до ведущих столичных и региональных операторов – «Цезарь Трэвел», «Спутник-Гермес», «ВолгаWolga», «Белый лебедь», «Волга-Плес», а также более мелкие судовладельцы.

Вряд ли стоит удивляться поэтому, что речные круизы в нашей стране считаются наиболее возвратной частью туристического бизнеса. В отличие, кстати, от ее иностранной составляющей, пусть и достаточно прибыльной для организаторов. По мнению специалистов, для зарубежных гостей путешествие по внутренним водным путям России относится к одному из способов познания мира, а для многих россиян теплоходные туры становятся излюбленным видом отдыха, которому они остаются верны надолго, передавая со временем свою привязанность детям, а то и внукам.

Предыдущая новость  |   Следующая новость Все новости »
  • 30 июня 2018 года установлен новый рекорд – 18 198 пассажиров посетили порт за один день.
  • Санкт-Петербург – лучшее круизное направление мира 2014-2016 годов по версии Cruise Insight
  • АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» - лучшая компания по пассажирским операциям 2016 года по версии АСОП.
  • Пассажирский порт Санкт-Петербург – лучший транзитный порт мира 2009 года по версии Seatrade Insider

199225, г. Санкт-Петербург
проспект Крузенштерна, дом 18

+7 (812) 303-67-40

+7 (812) 303-67-41

office@portspb.ru

Наверх