Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала новый выпуск ежегодного обзора рынка морских перевозок, в котором делается вывод, что пандемия заложила основы для глубоких преобразований в судоходной индустрии и связанных с ней цепочек поставок.
Текст доклада изучили в информагентсве
ТАСС. Согласно приведенным в опубликованном отчете оценкам, из-за беспрецедентной дестабилизации торговли вследствие пандемии COVID-19 глобальный рынок морских перевозок сократится в 2020 году на 4,1%, однако уже в следующем году он полностью восстановится и вернется к росту (+4,8%).
Аналитики традиционно предупреждают, что прогнозирование долгосрочных последствий пандемии, а также сроков и масштабов восстановления отрасли весьма условно.
ЮНКТАД констатирует, что индустрия морских перевозок весьма успешно справилась с кризисом. На пике пандемии, когда резкое падение спроса усилило традиционный структурный дисбаланс рынка, участники рынка контейнерных перевозок проявили дисциплинированность, сократив вместимость, и урезав расходы для обеспечения прибыльности, не пытаясь что называется "отжать" долю рынка. В результате, несмотря на падение спроса, удалось обеспечить стабильность фрахтовых ставок.
Однако для грузоотправителей эти стратегии означали серьезный дефицит предложения и задержки доставки.
Чтобы справиться с вызванными пандемией сбоями, участникам рынка морских перевозок пришлось гибко пересмотреть свои бизнес и финансовые процессы, протоколы охраны труда и здоровья работников, изменить форматы организации труда.
"Пандемия привлекла внимание к теме сокращения цепочки поставок за счет переноса производства ближе к потребителю, сокращение зависимости от модели поставок "точно в срок" и модели "бережливого производства", - говорится в отчете. COVID-19 также выдвинул на первый план тему диверсификации производства и поставщиков сырья и комплектующих.
Аналитики ЮНКТАД отмечают, что пандемия также показала, насколько неподготовленным мир оказался перед лицом такого кризиса. Они делают вывод о необходимости большей прозрачности и гибкости логистического процесса "от двери до двери", чтобы не оказаться неподготовленными к подобным кризисам в будущем.
Многие меры по упрощению торговых процедур, принятые во время пандемии, требуют дополнительных инвестиций в цифровизацию и автоматизацию. С другой стороны пандемия также показала, что цифровизация сопряжена с повышенными кибер-рисками, имеющими огромный разрушительный потенциал.
Помимо акцента на последствия пандемии в 2020 году, отчет предлагает подробный анализ тенденций развития рынка морских перевозок в 2019 году. Так авторы труда отмечают, что COVID-19 ударил по мировой торговле тогда, когда рынок уже был ослаблен неблагоприятными условиями торговли в 2019 году, в том числе усилением торговых и политических противоречий между Китаем и США, неопределенностью условий и сроков выхода Великобритании из ЕС, торгового конфликта между Японией и Кореей и в целом усиление политики протекционизма. По оценкам ЮНКТАД, дополнительные пошлины сократили объемы рынка морских перевозок в прошлом году на 0,5%.
Учрежденная в 1964 году, в качестве постоянного межправительственного органа,
Конференция ООН по торговле и развитию является ключевым органом Генеральной Ассамблеи по вопросам в области торговли и развития. Ей поручено ускорение торгового и экономического развития, в особенности развивающихся стран.