Кэптивная лизинговая компания ОСК «Машпромлизинг» получила в 2020 году 6,4 млрд руб. на льготный лизинг. О том, что корпорации «дополнительно выделены» эти средства, сообщили газете «Коммерсантъ». в Минпромторге в конце 2020 года. Количество и номенклатура судов уточняются по мере подготовки контрактов с судовладельцами и заводами-строителями, говорят в министерстве.
Там добавили, что деньги предназначены для пассажирских судов, которые будут строиться как на верфях корпорации, так и на других отечественных площадках.
В ОСК уточнили, что перечень лизинговых проектов еще до конца не сформирован, речь может идти о круизных судах, пассажирских судах ледового класса, на подводных крыльях и даже о технике с альтернативными источниками энергии. Заключительный отбор проектов состоится после завершения в отдельных случаях проектных и предпроектных работ.
О том, что «Машпромлизинг» в этом году будет докапитализирован примерно на 7 млрд руб., говорил 22 декабря 2020 года глава ОСК Алексей Рахманов. В федеральном бюджете на 2021–2023 годы на льготный лизинг для ОСК заложено 10 млрд руб. В 2020 году бюджет на эти цели денег не давал.
По данным «Коммерсанта», выделенные средства в первую очередь должны пойти на строительство именно судов на подводных крыльях.
Речь о двух «Валдаях» для Якутии по проекту и на площадке Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева (ЦКБ по СПК;), а также четырех «Метеорах» для Ханты-Мансийского автономного округа.
Один из «Метеоров», который уже строится на площадке ЦКБ по СПК и который планируют презентовать в августе 2021 года, в канун 800-летия Нижнего Новгорода, может быть передан в ХМАО при условии выделения средств по программе льготного лизинга. Второй «Метеор», заложенный на ЦКБ по СПК 26 декабря 2020 года, также предназначен для поставки в этот регион. Еще два «Метеора» ХМАО решил заказать по альтернативному проекту компании «Си Тех», суда построят в Татарстане на Зеленодольском заводе имени Горького.
Кроме того, источники в отрасли рассказывают, что ОСК в рамках программы предлагала продолжить серию колесных судов «Золотое кольцо», которые строятся на астраханском «Лотосе» для группы «Гама». Однако, по словам собеседников газеты, корпорация называет цену в размере 1 млрд руб. за судно, на что заказчик не готов пойти, с учетом того что цена первых судов — 600 млн руб.
О необходимости выделения дополнительных средств на льготный лизинг неоднократно заявляли в крупнейшем в РФ операторе речных круизов «Водоходъ».
Компания уже построила по программе льготного лизинга через «Машпромлизинг» на «Красном Сормово» круизный теплоход «Мустай Карим». В «Водоходе» сообщали о планах по строительству еще двух круизных судов, но меньшего размера (проект Морского инженерного бюро PV180). Кроме того, компания в июне подписала контракт на поставку пяти скоростных электрических катамаранов Ecocruiser, отмечалась возможность продления серии судов на электродвижении.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров также считает наиболее эффективным направлением строительство судов на подводных крыльях (типа «Метеор» и «Валдай»). По круизному флоту с учетом второй волны пандемии и сложностей с привлечением потока иностранных туристов вероятность размещения заказов в 2021 году, поясняет эксперт, «объективно невысока».