Яхтенный туризм в России, по словам экспертов, не просто развит слабо, а находится на нулевой точке. Есть природные возможности и растущий спрос, но нет ни инфраструктуры, ни флота, ни соответствующей законодательной базы. Возможно, пандемия станет тем переломным моментом, который подтолкнет развитие этого вида отдыха. В любом случае, сейчас самое подходящее время активизировать этот процесс, полагают в Российском союзе туриндустрии.
Рабочая группа РСТ по яхтенному туризму провела онлайн-конференцию «Яхтинг в России как направление внутреннего туризма». Ее открыл президент РСТ Андрей Игнатьев, отметив, что яхтинг постепенно становится модным видом отдыха и спорта, интересным не только элите. «Ежегодно на яхтинг за рубеж выезжает 200 тысяч россиян. Сейчас, при закрытых границах, они ищут возможность заниматься этим в своей стране. Также последние исследования постпандемийных предпочтений наших граждан показали, что отдыхать они хотят, избегая большого скопления людей. И отдых с семьей на яхте, в случае его доступности, предпочли бы многие из нас. Работа РСТ может дать новый импульс этому виду туризма на внутреннем рынке», – сказал глава РСТ.
По словам модератора встречи, сопредседателя группы РСТ по яхтенному туризму, директора компании «Сладкая жизнь» Ирины Панковой, пока статистика неутешительна. В России работает всего одна чартерная яхт-компания – в Севастополе, в ее флоте 17 судов. Летом должна заработать еще одна в Краснодарском крае. Но, для сравнения, в соседней Турции у чартерных компаний флот насчитывает более 8 тысяч яхт.
При этом, как заметила г-жа Панкова, спрос на такой вид отдыха в России растет стремительно: «Степень заинтересованности хорошо видна по числу участников популярных групп по яхтингу в соцсетях – в среднем по 7-10 тысяч». Желающих отправиться на яхте по своей стране много, но реализация упирается в отсутствие практически всего для этого необходимого – от покупки судна до стоянки и передвижения.
«Мы хотим включить развитие яхтенного туризма в национальную программу развития внутреннего туризма, причем не только как внутреннего направления, но и как въездного», – сказала г-жа Панкова.
Президент Санкт-Петербургского парусного союза, председатель рабочей группы РСТ по яхтенному туризму Сергей Алексеев полагает, что процесс, хотя и медленно, но сдвинулся с мертвой точки. «В 2019 году Владимир Путин получил предложения по развитию парусного спорта в стране и наложил резолюцию – поддержать. В апреле 2020 года по итогам совещания у тогдашнего вице-премьера Ольги Голодец было принято распоряжение об утверждении стратегии развития спортивной индустрии и яхтенного отдыха», – сказал он.
По данным г-на Алексеева, парусный спорт развивается в 44 регионах, в 33 есть федерации парусного спорта. Есть также 74 госорганизации, которые занимаются развитием этого вида спорта. В Федерации парусного спорта России 6 тыс. членов. По данным чартерных компаний, яхтингом в нашей стране занимаются 15700 человек. 150-200 тыс. россиян берут чартер-лодки за рубежом.
Парусный флот в России превышает 5 тыс. единиц, 1695 из них – каютного, туристического класса. По длине доступной береговой линии (8,5 тыс. км) Россия находится на четвертом месте в мире, на первом – Греция.
Во многих европейских станах развитие яхтенного туризма поддерживается на государственном уровне. В Европе насчитывается 6 млн яхт, путешествует ежегодно примерно 48 млн человек, оборот превышает 680 млн евро.
Интерес к яхтингу в России заметно вырос за последние годы. По словам Сергея Алексеева, первое, что надо сделать для развития этого вида отдыха в России, это гармонизировать законодательство. В разных регионах у нас действуют разные нормы. Необходимо упростить заходы и выходы в порты. Огромные проблемы со стоянками, заправками, нет стандартов марин.
«Все эти вопросы необходимо обсуждать в профессиональном сообществе. У нас запланировано много мероприятий, В частности, в рамках гражданской судостроительной выставки «Нева» в сентябре 2021 года будем проводить большую рабочую конференцию», – сообщил г-н Алексеев.
Президент Федерации парусного спорта Чеченской Республики Хасан Хаджиев уверен, что вывести яхтенный туризм из тупика можно только благодаря симбиозу парусного спорта, яхтенного туризма и государства. «Без привлечения профессионалов и государства развитие яхтенного отдыха невозможно. А делать уже что-то надо, так как у нас каждый год прирастает яхтенный флот, ставить его некуда. И само пользование оказывается очень дорогим и забюрократизированным. В итоге нашему яхтсмену сейчас дешевле и комфортнее поехать в Турцию», – заметил г-н Хаджиев.
По его словам, необходим целый комплекс государственных мер, которые помогут развитию отрасли. «Надо ввести налоговые льготы для тех, кто вкладывает средства в развитие парусного спорта и инфраструктуры. Необходим также единый реестр яхт, который упростил бы для пользователя выбор судна, шкипера», – сказал он.
Многие владельцы яхт хотели бы привезти их в Россию, но для них нет специальных досмотровых зон на таможне, они оказываются в одном ряду с танкерами и сухогрузами, что само по себе небезопасно. Серьезные проблемы с получением прав на вождение. Многие получают этот документ за рубежом, и Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) его признает. В России пока нет государственных школ, которые бы выдавали такие права, а частные ГИМС не признает. При этом право коммерческого использования судна дает только Минтранс, и получить его очень сложно. Хасан Хаджиев считает, что при ГИМС необходимо создать курсы по обучению с экзаменами, выдавать российские водительские права.
На необходимость пересмотра нормативных документов указал также президент Черноморской ассоциации развития яхтенного туризма и спорта Константин Муругов. «Многие нормативные документы в сфере яхтенного туризма создавались еще в СССР, когда вообще не было коммерческой эксплуатации яхт. Очень много административных и других барьеров, – пояснил он. – Например, все Черноморское побережье находится под пограничным контролем, то есть любое судно должно стоять на учете пограничной службы и надо согласовывать каждый выход». Сейчас в крае готовится официальное письмо с предложением отодвинуть хотя бы на две мили зону пограничного контроля, чтобы яхты, лодки могли беспрепятственно ходить вдоль побережья, как это сделали в Крыму.
Есть другие серьезные проблемы. Например, на пути от центра Сочи до бухты Геленджика, то есть на протяжении 90 морских миль, нет портов-убежищ, где можно было бы укрыться в случае шторма. Соответственно любительское судно уже не сможет отправиться в это плавание. Огромная проблема со стоянками. «Сочи Гранд-Марина» очень дорогая, но и там не хватает места всем желающим, а в более бюджетный яхтенный порт «Имеретинский» уже очередь на лето.
Председатель комитета по туризму, курортам и спорту Госсовета Республики Крым Алексей Черняк считает яхтинг очень перспективным направлением внутреннего туризма, ведь Россия – морская держава. Например, в Турции около 25% доходов от туризма, поступающих в бюджет, составляет именно яхтинг.
В среднем российские владельцы яхт платят за стоянки за рубежом около 200 млн евро в год. Это происходит потому, что, как сказал г-н Черняк, у нас пока нет ни такого количества стоянок, ни профессионально подготовленных экипажей. Мало и судов, а запрос на этот отдых есть. Чтобы прокатиться на яхте, в Крыму этим летом выстраивались огромные очереди, да и ценник сразу подскочил. Люди готовы и просто к небольшим поездкам, и к длительным маршрутам.
«Начинать надо с законодательства, – уверен Алексей Черняк. – Нужны единые и понятные правила для всех яхтсменов, занимающихся спортом или путешествиями. Мы сейчас разрабатываем такой закон на региональном уровне. Сотрудничаем с Калининградом, Санкт-Петербургом, Ростовом-на-Дону, Севастополем, Краснодарским краем, где также перспективен яхтинг. Сначала в регионах примут свой закон – с учетом специфики, а потом, уже от имени всех пяти регионов, мы направим предложения для разработки федерального закона», – пояснил эксперт. По его мнению, уже через год закон может быть принят.
Предыдущая новость | Следующая новость | Все новости » |
199225, г. Санкт-Петербург |
+7 (812) 303-67-40 |
+7 (812) 303-67-41 |