Петербургское судостроение всего на год младше самого города на Неве: строительство Адмиралтейства, вскоре ставшего крупнейшей верфью страны, началось в 1704 году. А уже через полтора года, в апреле 1706–го, на воду было спущено первое судно.
Кораблестроение как крайне капиталоёмкая отрасль, да ещё и с длительным производственным циклом, болезненно реагировало на поворотные этапы в политической жизни страны. После революции 1917 года Адмиралтейский завод так долго оставался без заказов, что на время даже стал отделом другого завода — Балтийского. Ну а то, что происходило с судостроением в конце 1980–х и в 1990–х, можно назвать стагнацией на грани краха.
И вот спустя 300 с лишним лет Петербург вновь становится столицей российского судостроения — не только де–факто, но и де–юре. Правда, дивиденды для города в результате переезда штаб–квартиры Объединённой судостроительной корпорации неочевидны. Налоги от
ОСК региональный бюджет получал и раньше, ведь корпорация имеет петербургский юридический адрес с момента её создания. Чуть более 30 млн рублей в год казённых доходов от сдачи в аренду здания в переулке Антоненко? Для 740–миллиардного городского бюджета это капля в море.
Неочевидны преимущества передислокации и для самой ОСК. С одной стороны, самые ключевые активы корпорации сосредоточены в Петербурге, и это позволит более оперативно принимать управленческие решения. С другой — релокация персонала, да ещё и включая топ–менеджеров, — это дополнительные расходы на аренду жилья, командировки и т. п.
В ОСК неохотно отвечают на вопрос, зачем необходим этот переезд. Но мы почти наверняка знаем, что Пётр I Алексеевич, будь он жив, одобрил бы это решение. Что ж, в отсутствие другой мотивации это тоже аргумент.