Обзоры СМИ

Главная / Архив / Обзоры СМИ

Будут ли и дальше ходить туристические суда по каналам Санкт-Петербурга?

4 категория - Новости СЗФО

26 Апреля 2021
Не так давно мы рассказали вам о наиболее крупных круизных компаниях, которые вот-вот начнут свою навигацию, но по рекам и каналам Санкт-Петербурга для маломерных судов с 15 апреля уже открыта навигация, а поэтому мы решили обратить свой взор на проблематику, с которой сталкиваются судоходные компании, организующие туристические маршруты в культурной столице.
Беседовали с президентом Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимиром Родионовым. На повестке были такие вопросы, как доходы компаний в связи с пандемией, влияние на бизнес отсутствия иностранного туриста, тянущийся довольно-таки давно вопрос с арендой причалов, а также другие наиболее острые проблемы.
 
Как было и как будет...

В связи с ковидными ограничениями, пассажирская навигация в 2020 году в Санкт-Петербурге открылась с 28 июня и по сравнению с 2019 годом сократилась на 75 дней, к тому же были ограничения по заполняемости судов. В итоге за 141 день навигации 2020 года судоходными компаниями города перевезено всего 1,1 млн человек.

Эти и другие обстоятельства крайне отрицательно сказались на доходах судоходных компаний. Многие вынуждены были брать кредиты, причем не льготные, чтобы не замораживать свои программы модернизации и строительства пассажирских судов, а некоторые для того, чтобы дожить до следующей навигации и подготовить суда к работе. Были и те, кто продал часть своих судов.

Информационная справка:

До 2020-го ежегодно несколько судов проходили модернизацию, и вводились в эксплуатацию два-три новых судна для малых рек и каналов города. Средний возраст однопалубных судов в Санкт-Петербурге составляет примерно 20 лет, (что весьма хороший показатель).
 
Несмотря на все трудности, основной состав судоходных компаний, обеспечивающий более 85% рынка внутригородских пассажирских перевозок водным транспортом, выходит в навигацию 2021 года.
"Как показывает ситуация с волнами пандемии в мире, рассчитывать на иностранных туристов в этом году не приходится. По ранее проводимым исследованиям в общем пассажиропотоке их часть в среднем составляет примерно 30%, поэтому основные надежды судовладельцев на петербуржцев, москвичей и наших соотечественников из других регионов России. Доброжелательное и внимательное отношение к пассажирам на судах компаний-членов Ассоциации гарантируется всем жителям и гостям Санкт-Петербурга", – президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов.
При этом наш собеседник отказался делать прогнозы на навигацию 2021 года, так как в условиях действия ограничительных мер, связанных с распространением COVID-19, какие-то предсказания делать сложно.

Городские причалы

Как выяснилось в ходе беседы, отношения с администрацией города у Ассоциации и ее членов постоянные, но подчас очень сложные.
 
"Судоходные компании, составляющие костяк Ассоциации, работают в Санкт-Петербурге более 20 лет, а отдельные и все 30. Поэтому, не будет преувеличением сказать, что некоторые актуальные для судоходных компаний вопросы не решаются администрацией города десятилетиями. Да, серьезные, долгоиграющие проблемы и вопросы судовладельцев периодически выносятся городом на рассмотрение, иногда находят понимание, сочувствие и даже поддержку, но не решаются", – Владимир Родионов.
Один из показательных примеров – порядок предоставления в аренду участков набережных, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, и сроки их аренды мало изменились за двадцать с лишним лет. При этом за тот же срок администрация города успела пять раз поменять городские структуры, ответственные за заключение договора аренды, возвратив это право в конечном счете Мостотресту.
 
"Удивляет недальновидность и непоследовательность чиновников, говоря о развитии судоходных компаний, о новых маршрутах, о строительстве новых судов. Они опускают вопросы обеспечения гарантий продолжения деятельности судоходных компаний, которые зависят от наличия постоянных (долгосрочных) мест посадки пассажиров на суда и высадки их с судов, мест стоянки судов (например, в период прохода каравана судов в разводку Санкт-Петербургских мостов), наличия мест межнавигационного хранения и ремонта судов и т.п.", – Владимир Родионов.
По мнению чиновников, со слов нашего собеседника, гарантии продолжения деятельности и коммерческие риски – суть одно и тоже, и брать их на себя они не собираются.

Но горизонты планирования деятельности компаний, включая строительство новых судов, разработку новых маршрутов, напрямую зависят от сроков аренды участков набережных, влияющих на стабильность и качество предоставляемых населению услуг.
 
И если такие вопросы, как ремонт, модернизация, строительство и межнавигационное хранение, можно решить самостоятельно, то вопрос увеличения сроков аренды набережных, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, без администрации города не решить.
В письме ФАС России от 11.04.2017 года с разъяснениями было прямо указано на необходимость включения в государственные программы субъектов РФ мероприятий, "направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и принятие в целях реализации данных мероприятий нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП…".
"Но для субъектов МСП, осуществляющих деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта, ничего у нас в городе не изменилось", – Владимир Родионов.
Результат – отказы с сентября 2020 года ФАС России и Санкт-Петербургского УФАС России в согласовании предоставления преференций по аренде набережных, пятнадцать дел в арбитражных судах, где в качестве истца выступает Мостотрест или судоходные компании; отсутствие договоров аренды и вытекающие последствия…
"Более того, несмотря на письмо ФАС России 2017 года, решение заседания Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга в сентябре 2020 года, некоторые комитеты администрации города до сих пор считают нецелесообразным включение мероприятий направленных на поддержку субъектов МСП, осуществляющих деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта, в государственную программу Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге", утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554", – Владимир Родионов.
Отметим, что наличие городских причалов, находящихся в частной собственности (ООО "Конт") не исключает необходимости существования у судоходных компаний своих причалов.
 
Городские причалы предназначены для посадки и высадки пассажиров и не предполагают длительную стоянку судов, например, в плохую погоду, при отсутствии спроса, при ограничении движения судов, при проведении мероприятий и т.п. К тому же оператор городских причалов не гарантирует своевременную установку конструкций и ввод их в эксплуатацию, как это случилось в 2019 году, когда и без того короткий сезон пассажирских перевозок водным транспортом в Санкт-Петербурге для тех судоходных компаний, которые ориентировались в основном на городские причалы, сократился почти на полтора месяца.

Так, в 2020 году были введены в эксплуатацию 13 городских причалов из 18.
"Информация о вводе в эксплуатацию и адресный перечень городских причалов утверждаются в начале текущего года, а для планирования работы судоходных компаний, маршрутов и расписания движения судов – это слишком поздний срок", – Владимир Родионов.
Итог: без своих причалов на арендованных участках набережных, эффективная работа судоходных компаний не представляется возможной. Хотя, существование дополнительной инфраструктуры (городских причалов) расширяет возможности и спектр предоставляемых судоходными компаниями услуг.
"И все же сказать, что городские причалы красят город, или доступны и понятны для гостей и жителей Санкт-Петербурга, у меня язык не поворачивается. Бетонные понтоны со скамейками и навесами, за решеткой на трапе… ни информационных стендов, ни турникетов, ни информационно-кассовых павильонов нет, и спросить не у кого", – Владимир Родионов.
На взгляд нашего собеседника, ставить это в вину оператору причалов нельзя, так как отсутствие должного бюджетного финансирования и административные препоны не позволяют оператору реализовать планы по обустройству и облагораживанию городских причалов.

Закупка новых причальных сооружений бюджетом пока не предусмотрена, нет и понятной одобренной концепции развития городских причалов. Администрация города продолжает генерировать идеи развития городских причалов и перевозок пассажиров водным транспортом, а по факту в 2021 году оператор установит один турникет на городском причале у Медного всадника, приобретенный на сэкономленные бюджетные средства в прошлом году.
 
Помощь, перспективы, наиболее острая проблема

Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга внимательно относится к деятельности своих членов, как с точки зрения качества предоставляемых услуг населению, так и с точки зрения интересов и планов судоходных компаний, и оказывает им необходимую поддержку.

Основная задача Ассоциации – защита законных прав и интересов судоходных компаний – членов Ассоциации. Оперативно реагируя на текущие вызовы, Ассоциация ведет постоянный диалог с представителями федеральных и региональных органов власти, стремится к решению возникающих у судоходных компаний вопросов и проблем. Представляя интересы своих членов, используя опыт и знания судовладельцев, Ассоциация не оставляет судоходные компании города один на один с представителями власти при решении проблемных вопросов, а выражает позицию всего бизнес-сообщества перевозчиков пассажиров водным транспортом в Санкт-Петербурге. Сейчас, как никогда для судовладельцев важна и необходима поддержка Ассоциации, на кону перспективы продолжения деятельности судоходных компаний и развития пассажирских перевозок водным транспортом в Санкт-Петербурге.
 
Наиболее остро сейчас стоит проблема продолжения деятельности судоходных компаний в навигацию 2021 года на участках набережных, договоры на аренду которых окончились. На данный момент таких участков в городе 15: из-за отказов ФАС России и Санкт-Петербургского УФАС России в согласовании преференций, 15 причалов, на которых осуществлялась посадка и высадка пассажиров, оказались без законных арендаторов. Еще 13 договоров аренды истекают до конца 2021 года.

Проводить аукционы на право заключения договора аренды этих участков набережных, пока рассматриваются иски Мостотреста к ФАС и УФАС России (арендаторы и КИО привлечены в качестве третьих лиц), городские власти не могут, так как в отказах антимонопольной службы поставлено под сомнение право города предоставлять в аренду объекты, расположенные на землях общего пользования.
 
"Рассмотрение дел в арбитраже, апелляций и кассаций – дело небыстрое и может затянуться. При этом резкое сокращение возможных мест посадки пассажиров в городе не пойдет на пользу ни имиджу Санкт-Петербурга, как столице водного туризма, ни судоходным компаниям города. Кроме того, как говорится, "свято место – пусто не бывает", законно или не очень, но эти участки будут использоваться для швартовки судов и посадки пассажиров, как привычные для людей и востребованные ими", – Владимир Родионов.

Наш собеседник считает, что единственным разумным путем выхода из патовой ситуации будет выполнение городом рекомендаций и разъяснений, изложенных в письме ФАС России от 11.04.2017 года и внесение изменений в государственную программу Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге".
Предыдущая новость  |   Следующая новость Все новости »
  • 30 июня 2018 года установлен новый рекорд – 18 198 пассажиров посетили порт за один день.
  • Санкт-Петербург – лучшее круизное направление мира 2014-2016 годов по версии Cruise Insight
  • АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» - лучшая компания по пассажирским операциям 2016 года по версии АСОП.
  • Пассажирский порт Санкт-Петербург – лучший транзитный порт мира 2009 года по версии Seatrade Insider

199225, г. Санкт-Петербург
проспект Крузенштерна, дом 18

+7 (812) 303-67-40

+7 (812) 303-67-41

office@portspb.ru

Наверх