Навигация-2021 на речном круизном рынке России началась в традиционные сроки. В отличие от ковидного прошлого года. Тем не менее, полноценной ее назвать нельзя. Точнее, не могут этого сделать круизные компании, обслуживавшие прежде зарубежных туристов, поскольку те, подчиняясь сложной эпидемиологической обстановке в мире, вернее, в Европе, второй год подряд отсутствуют. А раз так, то судовладельцы переориентировали заметную часть своих «иностранных» теплоходов в «чисто российские». Это касается, прежде всего, двух ведущих круизных компаний – «ВодоходЪ» и «Мостурфлот».
Решение, таким образом, принято, и количество теплоходов на российском потребительском рынке возросло до невиданных прежде объемов. Теперь осталось «совсем немного» – найти этих самых потребителей в пределах своей, отдельно взятой страны.
«ВодоходЪ»: «российский» флот компании вчера и сегодня
Крупнейшим круизным судовладельцем России остается компания «ВодоходЪ». На внутреннем рынке – единственном в нынешнем сезоне, у нее будут работать 16 теплоходов (в европейской части страны) из 26-и числящихся во флоте. Большая часть из них, а точнее 8 единиц, сосредоточена, конечно же, в Москве. Это – новейший флагман «Мустай Карим» проекта PV300; четырехпалубные «Санкт-Петербург», «Константин Симонов», «Константин Коротков» проектов 301 и 302; «Лев Толстой» проекта Q-056; «Георгий Жуков» и «Феликс Дзержинский» проекта 32-016, и единственное трехпалубное судно «Александр Пушкин» проекта Q-040.
В Санкт-Петербурге, в свою очередь, представлены три теплохода оператора – «Леонид Соболев», «Юрий Андропов» и «Ленин». Последний в конце апреля отправился на Валаам, а навигация двух других началась 5 и 6 мая. В Поволжье находятся четыре судна: в Нижнем Новгороде – «Александр Радищев», «Мстислав Ростропович» и «Зосима Шашков», в Самаре – «Сергей Кучкин», а открывший круизную навигацию-2021 «Александр Суворов» в результате придет в Казань.
Теперь вспомним, какие речные лайнеры «Водохода» обслуживали прежде российских туристов. В 2019 году в Москве находились «Александр Пушкин», «Константин Симонов», «Александр Радищев», «Феликс Дзержинский» и «Георгий Жуков». В городе на Неве базировались «Юрий Андропов», «Леонид Соболев» и «Виссарион Белинский», в Казани также был «Александр Суворов», в Самаре – «Сергей Кучкин» и «Семен Буденный», в Нижнем Новгороде – «Константин Коротков» и «Михаил Фрунзе». Нетрудно подсчитать: в общей сложности на российском рынке работало 13 судов, из них 5 – в Москве.
Что касается планов «Водохода» на навигацию-2020, воплотиться которым помешала пандемия, то они были следующие. В Москве компания собиралась оставить 6 теплоходов: «Дзержинский», «Жуков», «Симонов», «Пушкин», «Санкт-Петербург», добавив к ним «Толстого». В Петербурге должны были продолжать работу «Белинский», «Соболев» и «Андропов», как и «Кучкин» с «Буденным» – в Самаре, а «Суворов» – опять же в Казани. В Нижний вместе с «Фрунзе» планировалось направить «Радищева». Число «российских» теплоходов, таким образом, возрастало до 14-и, за счет одного дополнительного в столице.
«Мостурфлот»: судов более чем вдвое больше
Однако наиболее значительно число круизных судов на российском рынке увеличил «Мостурфлот». В сезоне 2021 года, в соответствии с представленным графиком движения, на речные дороги выйдут 11 пассажирских теплоходов компании. С 30 апреля круизные туры выполняют «Михаил Булгаков» и «Княжна Виктория»; с 1 мая – «Александр Грин» и «Леонид Красин», с 7 мая открыл сезон «Николай Карамзин». Далее, с 17 мая придет очередь «Сергея Образцова» – на Южном речном вокзале и «И.А. Крылова», с 18 мая – «России», с 22 мая – «Княжны Анастасии»; с 28 мая – «Андрея Рублева», и с 29 мая – «А.С. Пушкина». На приколе остались три судна: «Сергей Есенин» проекта Q-065, «Василий Суриков» и «Илья Репин», оба проекта Q-040.
Для сравнения вновь вернемся в контрольный «доковидный» 2019 год. Тогда на отечественный рынок речных путешествий «Мостурфлот» вновь, как и в предыдущем году, представил лишь четыре теплохода: четырехпалубные «Михаил Булгаков» и «Николай Карамзин», трехпалубный «И.А. Крылов» и двухпалубный, работающий на Оке, «Сергей Образцов». Еще некоторые суда оператора, обслуживающие иностранных туристов, периодически возили по речным маршрутам и россиян. Так, на двух рынках в том сезоне достаточно плотно был представлен теплоход «Сергей Есенин». А также два наиболее комфортабельных лайнера оператора, «Княжна Виктория» (проект 301) и «Александр Грин» (проект РV08), правда, последний с россиянами на борту выполнил лишь один короткий круиз.
А согласно планам на прошлую навигацию на «русском» рынке у «Мостурфлота» должны были присутствовать все те же пассажирские суда. Причем, последние – высококомфортабельные «Грин» и «Виктория», а также «Есенин», готовились уделить нашим соотечественникам заметно больше времени. Но не сложилось, и круизное расписание пришлось кроить уже под нежданно разразившуюся эпидемию.
Однако вернемся в год нынешний. Даже на первый взгляд нельзя не заметить, что в текущем сезоне «Мостурфлот» отдал под соотечественников значительное число, как говорят в авиации, провозных емкостей. С иностранного рынка перешли сразу пять четырехпалубников компании, рассчитанные на прием от 224 (теплоход «Россия») до 300 («Княжна Анастасия») пассажиров. И это не считая тех судов, которые возили поочередно наших и зарубежных туристов, причем иностранцев, как правило, в большем объеме.
Насколько возросло предложение компании по числу посадочных мест – в два или три раза, я считать не стал, поскольку при желании заняться этим может каждый. Главное другое – вряд ли когда еще «Мостурфлот» ставил в продажу такое разнообразие круизных вариантов для туристов из России.
Стабильное «Созвездие» и «новый-старый» «Донинтурфлот»
Еще один важный фигурант сообщества речных круизов – компания «Созвездие». В навигацию-2021 он выходит со своим вполне устоявшимся флотом. Клиентам компании предлагаются походы на четырехпалубных теплоходах «Дмитрий Фурманов», «Лунная соната», «Лебединое озеро», и трехпалубных – «Н.А. Некрасов», «Александр Бенуа», «Северная сказка», а также «Солнечный город».
Судов, по сравнению с последними годами, у «Созвездия» стало даже меньше, поскольку компания продала свой единственный двухпалубный теплоход «Василий Чапаев» проекта 305. (К слову, ушел он в Пермь к туроператору «Кубань», и теперь будет выполнять в основном короткие рейсы по Каме.) Так что, «возмутителем спокойствия» «Созвездие» назвать никак нельзя. Да и, честно говоря, оснований для того просто нет: оператор никогда плотно не сотрудничал со своими зарубежными коллегами, а весь флот реализовал исключительно в пределах России.
Кроме того, на российский круизный рынок в этом году вышла ростовская компания «Донинтурфлот». Случилось это впервые за ее почти что 30-летнюю историю. Свои услуги россиянам предлагают ее четырехпалубные лайнеры «Максим Литвинов» (проект 302) и «Антон Чехов» (проект Q-056). Всего же «Донинтурфлот» владеет 11-ю современными теплоходами, но подавляющее большинство из них остается на приколе в Ростове-на-Дону. Правда, компания собиралась ставить третье судно, однако уже в апреле отказалась от своих планов, сославшись на его низкую заполняемость.
Надежды на кешбэк и закрытые границы, но не только
Вообще-то в вопросах загрузки круизных объемов операторы делают ставку на ряд нынешних факторов. Главное, наверное, это частично закрытые границы, прежде всего с Турцией, а также европейскими странами. Потом, руководители круизных компаний возлагают надежду и на туристический кешбэк – частичное возвращение государством стоимости внутрироссийской турпутевки, в том числе и за речные круизы. В настоящее время он распространяется на туры, которые пройдут до конца июня. Но уже известно, что Ростуризм готовит аналогичную программу и на неоднозначный осенний период.
Потом, «ВодоходЪ» с «Мостурфлотом», кроме своих верных постоянных клиентов, возлагают особые надежды и на уровень предлагаемого ими круизного продукта, а значит и на новых туристов тоже. Как отметил, в частности, начальник водоходовского управления внутреннего туризма Александр Кокшин, о том, что круизы компании интересны потребителю, наглядно свидетельствуют результаты текущих продаж: уже в конце апреля почти все майские туры были проданы. Достаточно высокой, практически на уровне 19-го года, оказалась и глубина реализации речных рейсов.
При этом свой круизный флот компания дифференцировала по тарифному уровню входящих в него теплоходов. (Но не по уровню качества проживания и обслуживания, подчеркнул Александр Кокшин.) Туристы имеют возможность выбрать из представленных классов судов – базового «Водоход», «Водоход.Премиум» или «Водоход.Люкс», доступные им по ценам варианты. К люксам, для примера, относится «Мустай Карим» – новейший российский лайнер категории «река-море», премиальным – теплоход «Санкт-Петербург», базовым – «Константин Симонов».
Планы по загрузке рекордного числа круизных судов
Свое разделение на сервисные, а, следовательно, и ценовые категории, в зависимости от комфортабельности судна, есть и у «Мостурфлота». Теплоходы компания поделила на категории «Люкс» (для примера, «Александр Грин»), «Премиум» («Михаил Булгаков»), «Комфорт+» (единственный «Николай Карамзин»), «Винтаж» (возрастные «И.А. Крылов» и «Сергей Образцов»), а также «Лоукостер».
Интересно, что в число последних, в отличие от прежних лет, вошло не одно, а сразу три четырехпалубных судна – «Княжна Анастасия», «А.С. Пушкин» и «Леонид Красин». Как сообщила заместитель руководителя «Мостурфлота» Светлана Гончарова, основные продажи сейчас пришлись на люксы – 40% от всего объема, остальные разделились примерно поровну. Другая составляющая успеха – круизные программы. Два лоукостера – «Анастасию» и «Пушкина», компания поставила на популярную линию до Петербурга и обратно. По этому маршруту они станут отправляться с Северного речного вокзала практически еженедельно.
Далее, новые форматы речных путешествий. Лайнеры люкс-класса «Россия» и «Грин» впервые отправятся в эксклюзивные «сценические плавания» по Ладожским шхерам – «российским фьордам». Туристы получат возможность с борта наблюдать многочисленные острова и многие интересные природные места Ладоги, куда прежде большие круизные суда просто не заходили. Также предусмотрено проведение сценических плаваний и на Волге, в ее живописной части под Чебоксарами и Казанью. Разработаны и другие обзорные программы во время речных походов.
Впервые в круизах появятся и вертолетные экскурсии, по маршрутам Санкт-Петербург – Выборг, Казань – Свияжск и другим. Продолжится проведение тематических путешествий – театральных, фото- и кино- туров. Комфортабельный «Александр Грин» вновь проведет уникальные для рынка круизы по Оке и Волхову. Кроме того, более разнообразной станет и развлекательная программа на борту. И это, по словам Светланы Гончаровой, только часть новинок, подготовленных компанией к стартовавшей навигации.
В заключение отметим, что многие другие круизные операторы явно недовольны значительным ростом общего числа круизных судов, которые намечают вывести в этом году на российский рынок их прямые конкуренты. И высказывают сомнения, что те смогут привлечь дополнительных клиентов только озвученными мерами, не прибегая к обычному тарифному манипулированию, проще говоря, снижению тарифов. По крайней мере, на май тот же «Мостурфлот» уже объявил о понижении цен на отдельные круизы до 35%, это не считая 20% кешбэка.
Впрочем, остальные компании тоже вполне могут провести подобную акцию. Что, конечно же, не сможет не обрадовать любителей водных путешествий. Но вот пойдет ли это на пользу самим речным операторам, и так с трудом пережившим усеченную навигацию прошлого года, думается, вопрос риторический.
Предыдущая новость | Следующая новость | Все новости » |
199225, г. Санкт-Петербург |
+7 (812) 303-67-40 |
+7 (812) 303-67-41 |