Обзоры СМИ

Главная / Архив / Обзоры СМИ

Представители бизнеса и Госдумы обсудили новые законопроекты в сфере водного транспорта

5 категория - Другое

20 Мая 2021

На площадке Российской палаты судоходства прошло заседание Секции морского и речного транспорта Экспертного совета по транспорту при Комитете Госдумы по транспорту и строительству. Мероприятие было посвящено обсуждению мер по реализации плана работы Секции в период весенней сессии Госдумы РФ. Подробности приводит корреспондент «Морских вестей России».

В заседании приняли участие руководитель Секции, депутат Госдумы Виктор Дерябкин, замминистра транспорта РФ Александр Пошивай, зампредседателя научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ Александр Балыбердин, и.о. руководителя Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России Виталий Клюев, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов Серик Жусупов, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев, замруководителя Росморречфлота Денис Ушаков, замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Сарицкий, гендиректор ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов и другие.

Виктор Дерябкин доложил о проекте Федерального закона № 769222-7 «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации». Документ ранее был принят Госдумой в третьем чтении.

Согласно закону, правительство нормативным правовым актом будет определять, какую деятельность можно осуществлять исключительно с использованием плавающих под флагом РФ судов, построенных на территории России и соответствующих установленным требованиям.

Документ разработан во исполнение поручения Президента РФ об увеличении доли коммерческого флота под российским флагом. Указанная мера должна увеличить число размещения судостроительных заказов на российских верфях.

Виталий Клюев рассказал о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, касающихся портов Ростов, Азов и других.

В связи с их переквалифицированием из речных в морские порты, к местным компаниям и инвесторам стали применимы требования, связанные с Федеральным законом "О морских портах". Это вопросы, связанные с определением границ, с реконструкцией, с инвестициями и другими сопутствующими вопросами.

Их решение прорабатывается совместно с Министерством транспорта РФ специально созданной рабочей группой. Куда вошли, в том числе, руководство Азовского и Ростовского морских портов.

Одним из ключевых моментов мероприятия стало обсуждение законопроекта «Об инвестиционной декларации и соглашении о создании объектов инфраструктуры морского порта» (об ответственности портовых инвесторов).

Напомним, чтобы избежать заморозки портовых инвестпроектов, Минтранс разработал законопроект, по которому инвестор должен согласовать инвестдекларацию (содержит параметры проекта, в том числе размер инвестиций и оценку экономической целесообразности) с Росморречфлотом. На ее основе он заключает соглашение, где гарантирует, что введет проект в заявленных параметрах (в том числе по фактическому грузопотоку) в согласованные сроки. При этом инвестор должен предоставить денежное обеспечение (в том числе банковскую гарантию или поручительство), соразмерное вкладу государства в инфраструктуру.

Однако бизнес счёл требования слишком жесткими. Минтранс подготовил вторую редакцию документа, разрешил не заключать инвестсоглашение в случаях, когда не задействуются бюджетные деньги, а инвестор не получает землю от региона. Также от инвесторов не будут требовать гарантий грузопотока и обязательств использовать порт только по заявленному назначению. Данный механизм ранее был отработан на объектах «Росморпорта».

Следующим вопросом в повестке дня был представлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о техническом менеджменте судов).

Виталий Клюев и Виктор Дерябкин отметили, что правоотношения, возникающие из торгового мореплавания и из судоходства по внутренним водным путям регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ (далее КТМ РФ) и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ). Субъектами правоотношений в КТМ РФ выступают судовладелец, тайм­ чартерный фрахтователь, перевозчик.

При этом Международная Конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 года также устанавливает понятие «компания» - лицо, принявшее на себя ответственность за безопасную эксплуатацию судна. Компания осуществляет техническую эксплуатацию судна (технический менеджмент), включая наём экипажа судна. В соответствии с международными нормами судовладелец (которым может быть и собственник судна) может осуществлять технический менеджмент самостоятельно, а может поручить, по договору технического менеджмента, эту функцию сторонней организации, компетентной в области технического управления судами. 

КТМ же не предусматривает возможность отдельного технического менеджмента для судов под российским флагом, что приводит к расхождению между нормами КТМ РФ и нормами Международного договора (Конвенция COJIAC-74) и ставит российских судовладельцев в неравное положение с иностранными судовладельцами. Данное расхождение предложено устранить.

Заключительным пунктом мероприятия стало обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ и другие законодательные акты РФ» (в части регулирования осуществления перевалки с судна на судно за пределами акваторий морских портов).

Недавно Минтранс предложил правительству рассмотреть возможность запрета перевалки грузов с судна на судно в открытых водах. Подобный способ перегрузки хоть и дешев, но наносит значительный вред окружающей среде. В связи с этим, было предложено разрешить рейдовую перевалку в ограниченном перечне перегрузочных районов, а также взимать со стивидорных компаний сбор, который компенсирует экологический ущерб.

«Представители бизнес-сообщества, члены Секции очень желали бы, чтобы законопроект был рассмотрен уже в этом году, и было принято положительное решение. По нему очень много поправок. Но по ходу обсуждения выяснилось, что при этом ряд поправок взаимоисключают друг друга. Поэтому пока проект в процессе доработки», - отметил Виктор Дерябкин.

Виталий Клюев обратил внимание, что в настоящее время председатель Думы Вячеслав Володин дал поручение принять до конца весенней сессии ряд законопроектов в сфере транспортной инфраструктуры. Это позволит «бросить силы» на строительство крупных инфраструктурных проектов, о которых шла речь в послании Президента России Федеральному Собранию 21 апреля. А также поспособствует восстановлению экономики.

Предыдущая новость  |   Следующая новость Все новости »
  • 30 июня 2018 года установлен новый рекорд – 18 198 пассажиров посетили порт за один день.
  • Санкт-Петербург – лучшее круизное направление мира 2014-2016 годов по версии Cruise Insight
  • АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» - лучшая компания по пассажирским операциям 2016 года по версии АСОП.
  • Пассажирский порт Санкт-Петербург – лучший транзитный порт мира 2009 года по версии Seatrade Insider

199225, г. Санкт-Петербург
проспект Крузенштерна, дом 18

+7 (812) 303-67-40

+7 (812) 303-67-41

office@portspb.ru

Наверх