Проект соответствующего приказа об открытии грузо–пассажирского пункта пропуска в "Морском фасаде" уже подготовлен и опубликован на федеральном портале для раскрытия проектов нормативно–правовых актов. По регламенту Минтранса издание самого приказа ожидается в ближайшие 2 месяца. К возможности принимать и отправлять грузовые паромы "Морской фасад" готовился с 2019 года. Пока порт может принимать только паромы с пассажирами, легковыми автомобилями и автобусами.
Собеседники издания говорят, что среди основных конкурентов "Морского фасада" по работе с грузами — ООО "Феникс", работающее в порту Бронка. Порт комментировать появление нового игрока на рынке не стал.Эксперты полагают, что открытие пункта было бы весьма актуально, если бы не ситуация с границами.
Застройку земельного участка площадью более 328 тыс. м2 около "Морского фасада" с целью реконструкции пункта пропуска в морском порту для круглогодичного приёма грузовых автотранспортных средств Смольный разрешил 3 года назад. Планировалось, что работы завершатся в 2021 году, однако удалось закончить раньше — в декабре 2020 года.
Была создана новая инфраструктура служб пограничного и таможенного контроля для оформления всех видов автотранспорта, которые перевозят паромы. Ранее паромы швартовались на территории Морского вокзала, инфраструктура которого устарела и не позволяла комфортно и безопасно оказывать услуги.
"Современная инфраструктура, построенная в “Морском фасаде”, успешно решит задачи по качественному, быстрому и безопасному обслуживанию всех клиентов паромных линий. Общая расчётная максимальная способность пункта пропуска не увеличится и будет предусматривать в том числе 8,3 тыс. единиц накатных грузов (те, что помещаются непосредственно в автомобилях. — Ред.) в год", — прокомментировали "ДП" в "Морском фасаде".
Финансирование проекта осуществлялось за счёт внебюджетных средств (собственных средств АО "Пассажирский порт Санкт–Петербург “Морской фасад”"). Общий объём инвестиций в проект составил 453 млн рублей, сообщили "ДП" в порту, из них 2,56 млн евро были предоставлены в виде гранта программы приграничного сотрудничества "Россия — Юго–Восточная Финляндия 2014–2020".
30 апреля 2021 года построенные объекты проинспектировала межведомственная комиссия, в которую входили представители Минтранса, ФГКУ "Росгранстрой", ФСБ, ФТС, Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Члены комиссии обследовали новый комплекс зданий и сооружений и приняли работы без замечаний.
За закрытыми границами
При строительстве "Морского фасада" в 2005 году жителям Васильевского острова власти обещали, что порт будет ориентирован только на пассажирские перевозки. В 2015 году решением федеральных властей порт получил статус грузо–пассажирского. С тех пор жители острова опасаются, что его превратят в транзитную зону с потоками грузов."Пандемия и введённые вследствие неё ограничения существенно повлияли только на пассажиропоток, при этом грузовые перевозки продолжают осуществляться. На сегодняшний день идёт проработка вопроса загрузки мощностей с различными логистическими компаниями", — объяснили "ДП" в "Морском фасаде" актуальность запуска грузового терминала в коронавирусный период.
Необходимость в открытии грузо–пассажирского пункта пропуска в "Морском фасаде", поскольку перевозки грузов не прекращались из–за пандемии, видит и генеральный директор паромной линии MOBY SPL Сергей Котенёв. К слову, MOBY SPL называли одним из главных интересантов создания грузового терминала в "Морском фасаде". В компании актуальность данного вопроса подтвердили.
"Одним из важнейших направлений в работе паромной линии MOBY SPL являются грузоперевозки. В течение долгого времени порт “Морской фасад” являлся исключительно пассажирским, поэтому постановка парома на регулярной основе была невозможна из–за отсутствия грузовой компоненты. В настоящее время с учётом создания инфраструктуры в “Морском фасаде” основным вариантом является перевод линии MOBY SPL на данный терминал. Мы ведём переговоры с руководством порта по этому вопросу", — сказал "ДП" Сергей Котенёв.
Директор по маркетингу Viking Line на иностранных рынках Илья Беруненко считает, что открытие пункта было бы весьма актуально, если бы не ситуация с границами и отсутствие чётких перспектив их открытия.
"“Морской фасад” предназначен в первую очередь для пассажирских судов, поэтому при закрытых для туристов границах заход в порт изначально убыточен. Добавление грузовой составляющей, безусловно, возможности расширяет. Но опять же, если рассуждать с точки зрения эксплуатации круизных паромов, отсутствие пассажиров не позволяет сделать прибыльными сугубо грузовые паромные отправления", — говорит Беруненко.
Когда границы вновь откроются, "Морской фасад" создаст конкуренцию в первую очередь сухопутным границам России с Финляндией и Эстонией, считает эксперт. Часть грузов определённо пойдёт морским путём, но дать точную оценку объёмам, интересантам и конкуренции пока невозможно, так как нет понимания будущих маршрутов и периодичности отправлений. Если новые маршруты будут затрагивать и другие страны, например Швецию, то конкуренция будет также с линиями Хельсинки/Турку/Таллин — Стокгольм и Палдиски — Капельшер. В конечном счёте всё будет зависеть от расписания — для грузоперевозчиков критичны фактор скорости и выбор максимально быстрого пути в точку назначения."Если бы “Морской фасад” ранее связывали регулярные маршруты с другими балтийскими столицами, то как транзитные они могли бы сохраняться и сейчас. Например, круизные отправления можно было бы адаптировать под формат без выхода на берег пассажиров, оставив только загрузку и погрузку накатных грузов. Но и здесь определяющей была бы стоимость обслуживания маршрута и рентабельность. Ввиду сокращённого количества пассажиров на борту (ограничения плюс формат без выхода всегда менее привлекателен) это означает сокращение развлекательных программ, времени работы ресторанов и баров. Что, с точки зрения пассажиров, означает меньшую привлекательность поездки", — прокомментировал "ДП" Илья Беруненко.
Беспокойство островчан
"Транспортная ситуация в Василеостровском районе никоим образом не изменится в худшую сторону, поскольку грузо–пассажирские паромы компании St. Peter Line (в настоящее время MOBY SPL) с 2010 года до начала пандемии осуществляли грузовые операции на причалах Морского вокзала, расположенного на площади Морской Славы", — комментируют перспективы в "Морском фасаде", отмечая развитие транспортной инфраструктуры на Васильевском острове.
Пока у порта нет прямого заезда на Западный скоростной диаметр, но обслуживать транспортные потоки сможет перспективная южная развязка с ЗСД в районе Шкиперского протока. Планировалось, что её построят уже в 2022 году, в 2020–м проектная документация даже получила положительное заключение Главгосэкспертизы. Но из–за пандемии и секвестра бюджета торги объявлять не стали. Новые сроки власти пока не озвучивают.
"Кроме того, совместно с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры идёт проработка проекта пробивки Морской набережной до набережной Макарова через 3–й и 4–й Смоленские мосты", — добавили в "Морском фасаде".
Что же касается дальнейшей судьбы Морского вокзала, имущественный комплекс которого уже передан в уставный капитал АО "ПП СПб МФ", то ведётся разработка проекта его реконструкции и развития прилегающей территории.
"Благодаря этому Морской вокзал можно будет использовать не только в качестве терминала для приёма судов, но и как отель, торговый и бизнес–центр с предоставлением комплекса услуг для туристов, а на прилегающей территории будет создана рекреационная зона", — говорят в "Морском фасаде".
Предыдущая новость | Следующая новость | Все новости » |
199225, г. Санкт-Петербург |
+7 (812) 303-67-40 |
+7 (812) 303-67-41 |