Речная навигация приближается к окончанию. Для круизных компаний, если сравнивать с неполноценным прошлогодним сезоном, она выдалась достаточно успешной, хотя не обошлось и без малоприятных неожиданностей. Но вначале о хорошем. Серьезную поддержку речникам оказал кешбэк, введенный Ростуризмом, в том числе и на круизные туры. Эпидемиологические послабления и при том все еще закрытые границы тоже способствовали притоку дополнительных туристов на суда, их число явно возросло.
Минусов тоже хватает. Прежде всего, значительное, где-то на 40% подорожание судового топлива. Заметно поднялись цены также на продукты питания и экскурсионку. При этом туроператорам приходилось держать пассажирские тарифы на уровне объявленных ранее. Далее, в августе Волга вновь частично перекрылась: на Городецком шлюзе ввели лимитированные пропуски судов. Соответственно, пришлось в срочном порядке перекраивать всё круизное расписание.
Что касается компаний, обслуживавших иностранных пассажиров, то, не смотря на приток новых путешественников, на прежний пассажиропоток они далеко не вышли. Важно также, что всем участникам рынка пришлось возить клиентов, перешедшим еще с прошлого года, поскольку в начале сезона из-за пандемии операторам не удалось выполнить своих обязательств.
Это если говорить коротко. Оценки же навигации самих руководителей круизных компаний заметно разнятся: от «вполне нормальная» до «очень тяжелая». Понятно, у всех свой конкретный подход. Отсюда, наверное, как бы обобщающим можно назвать такое мнение: «Навигация-2021 получилась хотя и непростая, но, главное, и не убыточная».
«ВодоходЪ», «Мостурфлот» и «Созвездие»
Начнем с ведущих круизных операторов, входящих в профессиональное объединение «Речной альянс», о котором, правда, в последнее время редко вспоминают. Из них раньше всех свои суда на межсезонный отстой ставит «Мостурфлот». В конце позапрошлой недели сразу три четырехпалубных лайнера компании - «Михаил Булгаков», «Княжна Виктория» и «Леонид Красин», отправились в круизы выходного дня, и после их окончания ушли на свою базу в Хлебниково. В понедельник 25 сентября возрастной трехдек «И.А. Крылова» пошел из Санкт-Петербурга до Москвы. В столице он 3 октября завершил сезон круизом до Углича.
Напомним, в 2021 году «Мостурфлот», из-за отсутствия иностранных туристов, вывел на российский круизный рынок рекордное для себя число судов – 11 единиц. Кроме уже упомянутых, это «Александр Грин», «Николай Карамзин», «Россия», «Княжна Анастасия»; «Андрей Рублев», «А.С. Пушкин», а также небольшой «Сергей Образцов», работавший на Оке. Незадействованными оставались три судна - «Сергей Есенин», «Василий Суриков» и «Илья Репин», которые в 2022 году вновь выйдут на водные просторы.
Конечно же, перед туроператором остро встал вопрос их загрузки. Как результат, им регулярно проводились тарифные акции, снижавшие опубликованные тарифы на 25-35% и больше, что, естественно, не могло нравиться коллегам-конкурентам. (Впрочем, круизных теплоходов в Центральной России в этот раз было как никогда много, и снижать расценки на путешествия не раз приходилось всем участникам рынка.)
В свою очередь, заместитель гендиректора «Мостурфлота» Светлана Гончарова отметила: компании удалось ощутимо нарастить число клиентов, но получилось это во многом за счет различных форматов отдыха - от круизов уровня «люкс» до поездках на речных лоукостерах, предоставленных туристов. Заметную поддержку, как всегда, оказали и постоянные клиенты. Однако в октябре «Мостурфлот» обдуманно отказался от работы, поскольку загрузка в этот период ведется по низкой и не всегда оправданной цене, что весьма рискованно.
Речную навигацию круизных судов по сложившейся уже традиции завершают «Созвездие» и «ВодоходЪ». Но произойдет это еще через месяц. Пока же компания «ВодоходЪ» потихоньку выводит из эксплуатации свои теплоходы. Так, 26 сентября закончил работу «Георгий Жуков» вернувшийся из Мышкина, 27 сентября – «Юрий Андропов», находившийся в Санкт-Петербурге, 28 сентября – «Александр Пушкин». А 3 октября к ним присоединились «Зосима Шашков» в Нижнем Новгороде и «Ленин» - также в Петербурге. В нынешнюю навигацию у «Водохода» в европейской части страны было 16 теплоходов из 26-и числящихся в его флоте.
В круизной компании «Созвездие» 1 октября в крайний, как говорят речники, круиз ушел теплоход «Александр Бенуа». 4 октября он прибудет в Нижний, после чего отправится зимовать в затон Память Парижской Коммуны. Лайнер-четырехпалубник «Лунная соната» финальное путешествие сезона завершит в Казани 10 октября. А «Лебединое озеро» останется на речных путях вплоть до 7 ноября – как и наиболее комфортабельные лайнеры «Водохода» - «Мустай Карим» с «Санкт-Петербургом.
Другие московские операторы речных круизов
Компания «Цезарь-Трэвел» закончила навигацию несколько раньше объявленных сроков. Ее теплоход «Илья Муромец», уже не первый год обслуживающий линию Москва – Казань, вернулся из завершающего круиза в столицу «Татарстана», согласно расписанию, 27 сентября. Другое трехпалубное судно «Президент» должно был накануне отправиться в 5-дневный тур до Ярославля, однако рейс отменили. Как сказал руководитель «Цезарь-Трэвела» Сергей Абрамов, принять такое решение заставили холодная погода и наметившийся всплеск пандемии.
Остальные круизные компании из Москвы собираются сворачивать навигацию в более позднее сроки. Так, двухпалубный теплоход «Григорий Пирогов», чьим владельцем выступает «Речфлот», последний круиз сезона – до Углича, должен выполнить с 8 по 10 октября, а аналогичное судно «Александр Свирский» туроператора «Волга Лайн» - с 4 по 8 октября по маршруту Москва – Нижний Новгород.
Свою круизную страду трехпалубный «К.А. Тимирязев» завершает 8 октября. Остальной флот компании «Белый лебедь», которая оперирует этим судном, станет на прикол, согласно графику движения, в середине месяца. С 14 октября на зимний отстой пойдет и ее трехпалубный «Михаил Танич», и с 16 октября – двухпалубный «Бородино». Кстати, последний сейчас выполняет круизные перевозки по Оке.
В Пермском крае и Самарской области
Круизы пермского оператора «Кубань» завершились 30 сентября, с возвращением домой теплохода «Василий Чапаев». Еще раньше, 25 сентября, закрыл сезон «Александр Фадеев». Как нам сообщила директор компании Анна Гуляева, в следующем году на двухпалубном «Чапаеве» в начале сезона планируется провести круизный тур от Перми до Уфы. К тому же, в навигацию-2022 в ведении оператора появится еще один теплоход – «Хирург Разумовский». Правда, в «Кубани» эту новость официально пока не подтверждают, хотя и не опровергают.
Теплоход «Русь Великая» также пермской компании «Круизный флот «Русич» 1-3 октября осуществил завершающий речной поход от Москвы до Твери. До 5 октября продлится выполняемый сейчас круиз на теплоходе «Николай Гоголь» другой компании региона «Кама-Трэвел». Частично продолжает работу и ТК «ВолгаWolga» - лидер круизного рынка Перми. Трехпалубные теплоходы «Павел Бажов» и «Михаил Кутузов» завершили свои речные походы в прошедшее воскресенье, а флагман этой теплоходной компании - четырехдек «Владимир Маяковский», будет ходить по Каме и Волге до 10 октября. Кстати, как сообщил совладелец туроператора «ВолгаWolga» Вадим Яхнин, этот сезон стал для лайнера рекордным по продолжительности навигационного периода.
Самара - еще один цент речных круизов России. Теплоход местной туркомпании «РосВояж» «Алексей Толстой» с 1 по 3 октября закрыл свой сезон водным туром до Хвалынска и Балаково. Также с привязкой к прошедшему воскресному дню закончилась текущая навигация для теплоходов «Спутник-Гермес» - четырехпалубного «Федора Достоевского» и трехпалубного «Ф.И. Парфёнова». Другой трехдек этого ведущего оператора Самары «Валерий Чкалов» проработает до 10 октября. Прежнее теперь уже судно компании «Хирург Разумовский» завершило работу еще 21 сентября, после чего отправилось в Пермь к своему владельцу – в Камское речное пароходство.
Тоже гораздо раньше, с 24 сентября, завершила выполнение круизных программ в сезоне-2021 другая крупная самарская компания «ВолгаПлес». В ее оперейтинге уже давно находятся четыре собственных трехпалубных теплохода: «Космонавт Гагарин», «И.А. Герцен», «Дмитрий Пожарский» и «Капитан Пушкарёв». Руководитель «ВолгаПлеса» Валентин Вейнер назвал нынешнюю навигацию достаточно ровной, чему способствовала его политика «разумной осторожности». Почему, в частности, компания в очередной раз завершила работу в конце прошедшего месяца.
Предыдущая новость | Следующая новость | Все новости » |
199225, г. Санкт-Петербург |
+7 (812) 303-67-40 |
+7 (812) 303-67-41 |