Обзоры СМИ

Главная / Архив / Обзоры СМИ

Правительство РФ может создать единую судоходную госкомпанию

5 категория - Другое

15 Ноября 2021

В конце сентября правительственная комиссия по туризму обсудила возможность создания единой судоходной государственной компании как заказчика строительства и владельца пассажирских, а также грузопассажирских судов. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на протокол совещания, Минфину, Минтрансу, ФАС, Минпромторгу и ряду других ведомств поручено проработать вопрос о целесообразности создания такой компании и о источниках ее финансирования. Доложить в правительство о своих выводах они должны к 30 ноября.

Правительственную комиссию по туризму возглавляет вице-премьер Дмитрия Чернышенко. Его представитель подтвердил, что такая тема действительно обсуждалась. И теперь она анализируется в федеральных министерствах и отдельных организациях. Поэтому говорить о формате, деталях и возможности осуществления проекта пока еще рано. 

На внутренних – речных водных путях

В настоящее время в России основной объем круизно-туристических перевозок по внутренним водными маршрутам приходятся на частные компании, и прежде всего – на «ВодоходЪ», «Мостурфлот», «Созвездие», «Донинтурфлот», «Пассажирский флот», «Спутник-Гермес» и ряд других. В их ведении находятся около 80 круизных судов. По данным аналитической компании «Infoline-аналитики», средний возраст пассажирских теплоходов внутреннего флота в России на II квартал 2021 года составлял 38 лет, а круизных лайнеров – более 49 лет. Причем больше 65% пассажирских судов работают за пределами допустимых сроков эксплуатации. В то же время, российская транспортная стратегия предполагает, что к 2035 году объем перевозок пассажиров по внутренним водным путям может достичь 21 млн человек в год. Что на 90% больше показателя доковидного 2019 года. 

Как считает глава «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, в нынешнем году у российских туристов существенно вырос спрос на круизы, и одновременно «местный круизный флот перестал справляться с точки зрения сервиса». По его словам, это ограничивает доходы круизных операторов, которые не могут повышать тарифы и обеспечивать полную загрузку, «в результате у них нет денег на заказ новых судов».

С другой стороны, сообщает аналитическая компания, потребность в новых пассажирских судах в ближайшие десять лет составит не менее 100 единиц. В советское время речные пассажирские теплоходы - основа и нынешнего туристического флота страны, в рамках СЭВ строились в основном на верфях ГДР, Венгрии и Чехословакии. Всего было спущено на воду более 250 судов. Из них на ходу теперь осталось меньше половины, со средним сроком эксплуатации 45 лет. 

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в заседании правительственной комиссии не участвовала. Но ее представители рассказали следующее: корпорация имеет проекты новых пассажирских судов и мощности, чтобы их строить. В частности, лайнер проекта PV300 «Мустай Карим» был построен на нижегородской верфи «Красное Сормово». Это первый за 60 лет круизный теплоход, созданный в России.

В Астрахани на ССЗ «Лотос» по похожему проекту достраивают судно «Петр Великий» на 310 человек, которое будет сдано в следующем году. Параллельно проводится работа над концепцией меньшего судна — на 200 пассажиров. ОСК надеется на относительно длинную серию однотипных судов, так как серийность позволит сделать проект экономически более привлекательным. В то же время, необходима разработка отдельных программ поддержки и финансирования строительства новых пассажирских теплоходов.

Программа лизинга судов 

Как считают отдельные эксперты, в том числе и Михаил Бурмистров, создание государственной судоходной компании в сегментах пассажирских перевозок и круизов вполне целесообразно. По их мнению, это позволит в партнерстве с крупнейшими лизинговыми компаниями провести обновление флота за счет крупносерийного строительства судов. Эксперты считают, что для масштабной синергии и сокращения рисков для создаваемой компании нужно использовать схему операционного лизинга. Такую программу для водного транспорта в 2021–2022 годах намерена запустить Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). 

ГТЛК и ОСК в лице дочернего «Машпромлизинга» борются за бюджетные средства на лизинг водного транспорта еще с 2017 года. Тогда правительство не смогло определить, кто станет оператором программы по строительству судов. В 2018 и 2019 годах бюджетные деньги на льготный лизинг получала только ГТЛК. 

Однако представитель ОСК сообщил газете «Коммерсантъ», что в их программе лизинга судов до 2030 года предусмотрены и условия для пассажирских судов. В 2008–2010-м и 2016–2018 годах из бюджета на программу выделяли 15,44 млрд рублей, а с 2009 по 2020 год было законтрактовано 56 судов на 25,74 млрд рублей. В текущем году в уставный капитал «Машпромлизинга» внесено 6,4 млрд рублей из бюджета под лизинговые пассажирские проекты. С использованием этих средств и денег коммерческих банков ожидается, что будут построены и переданы в лизинг 40 пассажирских теплоходов. Причем, пять из них уже построено, а четыре передано в лизинг. 

За все время на программу выделили 21,84 млрд рублей. В соответствии с запросами судовладельцев, необходимо еще значительное бюджетное финансирование, считает представитель ОСК. По его словам, для операторов пассажирских судов окупаемость возможна только в случае использования средств по ставке не более 2,5% годовых в рублях на срок не менее 15 лет. Эти условия, кстати, отражены в программе лизинга ОСК. 

У ГТЛК же пока нет отдельной программы льготного лизинга пассажирских и круизных судов. Однако на том же заседании правительственной комиссии по туризму рассматривался вопрос финансирования инвестпроекта ГТЛК «Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта» за счет средств Фонд национального благосостояния России (ФНБ) на условиях предоставления их под 1,5% годовых на строительство круизных судов.

Эксперты по-разному оценили идею правительства

Но есть и другие мнения относительно инициативы правительственной комиссия по туризму. Как заявил, в частности, председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков, в создании единой судоходной компании для пассажирского обслуживания и круизов нет необходимости. С туристическими перевозками неплохо справляются и подавляющее большинство действующих ныне операторов. Что же касается некой компании с госучастием, то она вполне могла бы выполнять социальные перевозки пассажиров, например, по сибирским рекам. Но это сравнительно небольшие объемы, на которые вряд ли стоит привлекать госкомпанию, пояснил эксперт. Такие вопросы, скорее, относятся к компетенции регионов.

Главное, чтобы в результате создания единой пассажирской судоходной компании не возникло государственной монополии в круизной отрасли с высокими тарифами на аренду судов, негибкостью и невозможностью выкупать суда по истечению договора лизинга, отметили в компании «Круиз онлайн», агрегирующей речные и морские круизы. С другой стороны, если пассажирский флот обновится современными судами разного класса, то наверняка можно будет расширить географию круизных маршрутов, прежде всего по мелководным рекам и озерам.

Другие представители отрасли отметили, что сейчас более важными вопросами для судоходства является углубление рек, строительство новых причалов и развитие причальной инфраструктуры. Предложение же о единой пассажирской судоходной компании в настоящее время не актуально. И к тому же, совсем не понятно как его можно реализовать на практике, поскольку речной круизный бизнес полностью находится в руках частных владельцев.

Предыдущая новость  |   Следующая новость Все новости »
  • 30 июня 2018 года установлен новый рекорд – 18 198 пассажиров посетили порт за один день.
  • Санкт-Петербург – лучшее круизное направление мира 2014-2016 годов по версии Cruise Insight
  • АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» - лучшая компания по пассажирским операциям 2016 года по версии АСОП.
  • Пассажирский порт Санкт-Петербург – лучший транзитный порт мира 2009 года по версии Seatrade Insider

199225, г. Санкт-Петербург
проспект Крузенштерна, дом 18

+7 (812) 303-67-40

+7 (812) 303-67-41

office@portspb.ru

Наверх