Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об удалении затонувшего имущества), уточняющий механизм и порядок удаления затонувших судов, подписан президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
Документ №4370-ФЗ от 30 декабря 2021 г. опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Законопроект был принят Госдумой 22 декабря и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2021 года.
Новым законом установлена административная ответственность за утилизацию судов путем их затопления и нарушение требований в отношении затонувших судов их собственниками, соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Также регламентированы условия и порядок удаления затонувших судов во внутренних морских водах, территориальном море РФ и исключительной экономической зоне России.
Раскрываются понятия «затонувшее имущество» и «удаление затонувшего имущества». Затонувшим имуществом признается затонувшее или севшее на мель судно или часть такого судна, включая имущество, которое находится или находилось на борту такого судна, либо имущество, которое было утеряно с судна и находится на мели, затонуло или дрейфует в море, либо судно, которое почти затонуло или село на мель или может затонуть или сесть на мель, если не будут предприняты меры по оказанию помощи находящемуся в опасности судну или находящемуся на нем имуществу.
Под удалением затонувшего имущества подразумевается его подъем из воды, транспортировка и уничтожение любым безопасным способом, а также снятие судна с мели.
Удаление затонувшего имущества будет осуществляться на основании документации по удалению затонувшего имущества, которая должна содержать описание способа и средств удаления, последовательность действий и требования к безопасности их проведения.
Законом предусмотрено, что удаление затонувшего имущества будет обеспечиваться в установленные сроки и в установленном порядке, собственником такого имущества или, в определенных случаях, администрацией морских портов или органом исполнительной власти субъекта РФ, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество.
Администрации морских портов предоставляется право возместить затраты на удаление затонувшего судна за счет продажи затонувшего имущества в части расходов, не покрытых организацией, осуществившей страхование или предоставившей иное финансовое обеспечение ответственности за удаление затонувшего судна, или собственником затонувшего судна. Субъекту РФ, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество, будет предоставляться субсидия из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств по удалению затонувшего имущества.
Отмечается, что административная ответственность устанавливается также за утилизацию морского судна путем его затопления в пределах внутренних морских вод или территориального моря РФ, а также в акватории Северного морского пути или за утилизацию судна путем его затопления на внутренних водных путях РФ.
Закон создает необходимые условия для выполнения нашей страной положений Найробийской конвенции об удалении затонувших судов, закон о ратификации которой был подписан президентом Российской Федерации. Соответствующий документ № 395-ФЗ от 6 декабря 2021 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Для России, как государства, присоединяющегося к конвенции после ее вступления в силу, она вступит в силу 3 месяца после сдачи документа о присоединении на хранение Генеральному секретарю Международной морской организации. Таким образом, с учетом необходимых формальностей, требования конвенции станут обязательными в РФ во втором квартале 2022 г.
Найробийская конвенция об удалении затонувших судов принята в 2007 г. и вступила в силу в 2015 г. За 14 лет с момента принятия к конвенции присоединилось 56 стран, это в том числе, такие морские державы как Бельгия, Болгария, Канада, Китай, Кипр, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Индия, Иран, Малайзия, Мальта, Марокко, Нидерланды, Панама, Португалия, Сингапур, Швеция и Великобритания. Участниками Найробийской конвенции являются члены ЕАЭС Белоруссия (с 2019 г.) и Казахстан (с 2021 г.).
Существенным положением Найробийской конвенции является обязанность договаривающихся государств требовать страхование ответственности не только от собственников судов, плавающих под флагом этих государств, но и от всех прочих судов, заходящих в порты или на рейды этих государств. Участники конвенции уже требуют с российских судов при их заходе в свои порты страховать ответственность по удалению затонувших судов.
Предыдущая новость | Следующая новость | Все новости » |
199225, г. Санкт-Петербург |
+7 (812) 303-67-40 |
+7 (812) 303-67-41 |