На фоне трудностей в туризме, наиболее пострадавшими, как оказалось, стали туроператоры по въездному туризму. О том, почему так получилось, и как государство может помочь сохранить эту отрасль, рассказывает в интервью инфогруппе «ТУРПРОМ» Юрий Цуркан, председатель Совета Ассоциации Содействия Российско-Китайскому Туризму (АСРКТ).
«Прошедшие в Москве выставки, где туроператоры надеялись услышать про планы по выходу отрасли из сложившейся критической ситуации оптимизма не прибавили. Общее мнение: «пациент скорее жив, чем мертв, но это ненадолго». Оптимисты говорят, что отрасль быстро умирает, пессимисты, что медленно стагнирует. Общеизвестно, что туризм это бизнес, в первую очередь, оптимистов и энтузиастов. Но сейчас энтузиазм уже не просматривается.
И все же, как же мы дошли до жизни такой? Безусловно, отрасль подкосила пандемия и связанные с ней многочисленные ограничения. Но только ли пандемия во всем виновата? Некоторые говорят, вот отрасль брошена, никому ничего не надо. Так ли это? Неумолимая логика борьбы с коронавирусом диктует необходимость сократить контакты и перемещения людей. Но у значительной части наших сограждан уже сложился устойчивый образ времяпрепровождения в отпускной период, и отказываться от него, сидя взаперти, большинство совсем не собирается. Если у Россиян сокращаются возможности путешествовать за рубеж, для них не беда, «…широка страна моя родная», можно отдыхать и дома! И сейчас мы, действительно, наблюдаем «Звездный час» внутреннего туризма, который, по всем оценкам бьет рекорды. Сейчас гостиницы могут вздохнуть спокойно, так как не за горами сезон отпусков, и уже можно с уверенностью сказать, что с «кэшбэковым» стартом и обнулением НДС, они гарантированно отработают с прибылью, ... если, конечно не будут устанавливать заоблачные цены. В данном случае, государство, через инструменты управления, косвенно поддерживает отдельное направление в отрасли. Вы скажете, так ведь это гостиницы, за ними большие деньги, у них мощное и влиятельное «жлобби», вот они и выбили для себя преференции. Да, верно, как верно также и то, что результаты программы «кэшбэка» представляются весьма спорными, а перспективы разрыва цепочки формирования добавленной стоимости, когда отелям НДС обнулили, а туроператорам нет, грозят обернуться для них еще одним ударом, но сейчас не об этом.
Эксперты сходятся во мнении, что и в этом году иностранцы к нам не поедут и, самыми пострадавшими, как говорят крайними, опять окажутся именно наши туроператоры. Не все, но очень многие. К примеру, у компаний, отправляющих наших туристов за рубеж, масса проблем с отменой и переносом рейсов и бронирования, но, говорят, что у них, по крайней мере, есть определенная перспектива,- ведь спрос у россиян на зарубежные поездки практически не падает, несмотря ни на что.
А вот - туроператоры, специализирующиеся на приеме иностранцев, уже скоро два с половиной года сидят без работы вообще. От слова «совсем»! За период вынужденного простоя многие предприятия уже закрылись, а те, что еще не закрылись, уже, как говорят, на грани. Все запасы и резервы уже давно исчерпаны. Сотрудники большей частью в неоплачиваемом отпуске или уже переквалифицировалась и перешли в другие сферы деятельности, не связанные с туризмом. Каковы масштабы этого бедствия, сказать очень сложно. Статистики по этой проблеме нет, ни по отрасли, ни по регионам. Чиновникам, как видно, не до того. Реестр туроператоров в данном случае показателем не является, он лишь фиксирует наличие фингарантий. Казалось бы, в чем вопрос, что тут такого, ну нет иностранного туриста, ведь ничего страшного, есть наш, отечественный. Здравый смысл подсказывает, что если есть спрос, то обязательно будет и предложение и, казалось бы, нет никаких проблем для отрасли перестроиться со въездного на внутренний туризм. Но…, не тут-то было. Практика показала, что за 2 года это удалось лишь единицам. Проблема въездного, принимающего сегмента заключается в том, что туроператорам быстро перестроиться не представляется возможным, т.к. внутренний и въездной туризм при всей внешней схожести, по сути, абсолютно различные направления. Главным здесь встает вопрос клиентской базы. Качественное обслуживание потока уже сформированных групп иностранцев - это один вид деятельности, тогда, как консолидация и формирование тур групп - совершенно другой. Поэтому, подавляющему большинству принимающих туроператоров до сих пор перестроиться не удалось, и как считают участники отрасли, в ближайшей перспективе не удастся.
Чем это нам грозит? Ответ очевиден - если все останется, как есть, то в краткосрочной перспективе с рынка полностью уйдет сегмент приема иностранных туристов. Туроператоры и гиды переводчики. А это, между прочим, уникальный опыт работы тысяч специалистов, накопленный десятилетиями непрестанного труда, это творческие наработки и уникальные программы, это отечественные языковые школы гидов-переводчиков, на которых, без преувеличения, держится все это направление в отрасли. Можно сказать, что уходит элита нашего туризма.
Что нас ждет с уходом принимающих туроператоров, - все просто, перефразируя меткое высказывание, «те, кто не хотят кормить своих туроператоров и гидов, будут кормить чужих», как это у нас уже было и не так давно. Короче говоря, нас ждет «теневой туризм 2.0», с той только разницей, что на этот раз даже протестовать против засилья иностранцев, формирующих у нас «параллельную теневую тур индустрию» будет некому. Вот тогда не надо удивляться, почему в отчетности по доходам в бюджет от туризма у нас будут одни нули.
Рассматривать в качестве меры стимулирования въездного турпотока, в предложение по, так называемому, «открытию границ», наше неспокойное время не представляется целесообразным.
Как может помочь туроператорам и предприятиям тур отрасли временное облегчение или снижение налогообложения, когда у них полностью отсутствует клиентский оборот? Ответ-никак. Давайте будем реалистами, косвенные меры поддержки по аналогии с гостиницами, для туроператоров въездного туризма, при отсутствии клиентов работать не будут.
Эксперты сходятся во мнении, что надежда в этом случае у нас только на государство. Именно оно стимулирует создание рабочих мест, которые обеспечивают занятость населения, поддерживает порядок в отрасли через систему регулирования, и собирает налоги. И, в конце концов, именно оно располагает средствами. Соответственно, государство, первым после предпринимателей должно быть заинтересовано в сохранении принимающего сегмента тур отрасли, как производителя сложного, высокоинтеллектуального нематериального продукта, который, без сомнения, является одним из главных инструментов сохранения и распространения нашей культурной идентичности, хранителями нашего культурного кода. Именно принимающий сегмент тур отрасли обладает уникальными программами, адаптированными под особенности восприятие тех, или иных иноземных гостей. Именно он формирует у иностранцев истинное восприятие наших исторических и культурных ценностей, позитивное мнение и незабываемое впечатление о нашей Великой стране и нашем Великом народе, то, что увезут с собой иностранные гости и расскажут дома.
В качестве предложения по выходу из этой ситуации мы хотели бы обратить внимание властей на необходимость оказания пострадавшим туроператорам неотложной прямой адресной поддержки. В какой форме это будет, в виде дотации, субсидии или гранта, это представляется не таким уж важным. Критерием определяющим оказание помощи может быть нахождение туроператора по въездному туризму в федеральном реестре не менее 5 лет и отсутствие доходов, или ничтожный доход от деятельности за последние 2 года. Объем предоставляемой помощи должен определяться в каждом субъекте отдельно.
Несовершенство законодательной базы, привело к тому, что ни федеральная, ни местная власть никакой ответственности за подготовку гидов-переводчиков не несет. При этом, заложенная в закон, очевидно, в интересах теневого бизнеса, мина замедленного действия под условным названием «саморегулирование», сыграла свою губительную роль. Иного же механизма регулирования кадрового вопроса законом не предусмотрено. Получается, что в кризисный период у лиц, желающих пройти обучение и сертификацию в качестве гидов-переводчиков просто не окажется для этого средств. По этой причине, вопросы подготовки переподготовки и повышения квалификации кадров должно взять на себя государство. А властям на местах следует во взаимодействии с туроператорским сообществом определить потребность в кадрах исходя из конкретной ситуации.
Ну а если все оставить, как есть, то потом не нужно удивляться, почему нам, у нас же дома правила будут устанавливать иностранцы. А нам это нужно?», - резюмировал собеседник.
Предыдущая новость | Следующая новость | Все новости » |
199225, г. Санкт-Петербург |
+7 (812) 303-67-40 |
+7 (812) 303-67-41 |