Обзоры СМИ

Главная / Архив / Обзоры СМИ

До конца месяца начнётся суд по электронной путевке, а её последние разработки скрывают от туроператоров

5 категория - Другое

14 Апреля 2017
Третий этап внедрения электронной путевки может сорваться: в самоё ближайшее время стартуют первые судебные заседания, инициированные разработчиком системы – IT-компанией «Аэронавигатор». Как утверждает разработчик, он так и не получил в полной мере оплату за свою работу со стороны компании «Астерос», назначенной Ростуризмом генподрядчиком по разработке электронной путёвки, хотя полностью выполнил все работы в соответствии с техзаданием. Как сообщил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Александр Белей, гендиректор «Аэронавигатора», первое судебное заседание по иску компании состоится 24 или 27 апреля. При этом, как отметил собеседник, система в целом уже готова к работе, что было проверено ещё на втором этапе разработки, однако весь третий этап, который ведётся уже без участия «Аэронавигатора», проводится кулуарно, без привлечения туроператорского и турагентского сообщества, а Ростуризм даже не информирует туристический рынок о предстоящих изменениях в его работе, отделываясь лишь бравурными реляциями о скором внедрении электронной путевки.

Напомним, ещё в январе выяснилось, что получившая контракт на разработку системы электронной путевки компания «Астерос» не оплатила своему субподрядчику - IT-компании «Аэронавигатор» 65 млн рублей за выполненную работу. В свою очередь, последняя заявила о том, что авторские права на результаты интеллектуальной деятельности по «электронной путевке» принадлежат только компании «Аэронавигатор», и пока деньги за работу оплачены не будут, она всем запрещает пользоваться своей разработкой.

Контракт с «Аэронавигатором» был заключен еще в мае 2016. «Электронная путевка», которая, согласно замыслу, должна обеспечить прозрачность и контроль деятельности туроператоров, позволяя чиновникам формировать отчетности, содержащие достоверные статистические и аналитические данные. Субподрядчик, хорошо известный на авиарынке и в туризме, в частности, принимавший участие во внедрении электронного авиабилета в России, а также участвовавший в первых проектах электронной путевки ещё в бытность замруководителем Ростуризма Евгения Писаревского, должен был обеспечить программную часть.

Однако в декабре 2016 года начал разрастаться скандал: предыдущий гендиректор «Аэронавигатора» Игорь Морачев направил письмо в «Астерос», в котором он сообщил, что заказчик не оплатил выполненные работы, в связи с чем авторские права на результаты интеллектуальной деятельности, в данном случае на систему «Электронная путевка», по-прежнему принадлежат только компании «Аэронавигатор». А «Астеросу» было предложено полностью оплатить создание «Электронной путевки» и выплатить 142 тыс. рублей штрафа по статье 395 Гражданского кодекса РФ «Ответственность за неисполнение денежного обязательства».

«Нами поданы два исковых заявления, так как нами работа выполнена, Ростуризмом принята, а «Астерос» с нами не рассчитался в полном объеме. Так как мы не получили средств, мы считаем, что права на программное обеспечение и документацию, которые мы разрабатывали, мы не передали. 24 или 27 апреля пройдет первое заседание суда - в начале будет подниматься вопрос с документами, далее будут назначены дополнительные заседания», - рассказал корреспонденту «ТУРПРОМ» гендиректор «Аэронавигатора», Александр Белей. По его словам, в подтверждении полной сдачи проекта можно считать проведенный по заказу Ростуризма аудит по завершению второго этапа. «Аудит был проведен, и было подтверждено, что свои обязательства по контракту «Аэронавигатор» выполнил. Для меня лично ситуация удивительная и обидная, потому что мы занимаемся электронной путевкой с 2010 года», - подчеркнул эксперт.

При этом глава «Аэронавигатора» отдельно отметил, что на втором этапе создания электронной путевки именно усилиями разработчика проходил подбор туроператоров для тестирования системы, а затем само тестирование. Например, в 2015 году представители «Аэронавигатора» ездили уговаривать включиться в проект «Интуриста», который был изначально против, потому что не понимал потенциала системы. «Но мы уверены, что за электронной путевкой будущее. Однако, к сожалению, до сих пор туристический рынок почти не располагает полноценной информацией об этой системе. И это несмотря на то, что все материалы опубликованы и находятся в открытом доступе. Более того, постановление о внедрении путевки уже проходит согласование в правительстве, и вот-вот будет принято. Однако туррынок относится к этой информации очень инертно, никто толком никаких документов не прочитал, и из-за этого нагнетается какая-то нервозность», - отметил Александр Белей.

Как отметил собеседник, системы аналогичного устройства давно и успешно функционируют в других отраслях экономики. Например, в страховании: это система ЦБ по регулированию продаж ОСАГО. «Более того, «Аэронавигатор» в 2007 году разрабатывал ввод электронных авиабилетов. Тогда опасения были примерно схожими. Прежде всего, что перевозчики начнут продавать билеты напрямую клиентам, минуя агентов, из-за чего рынок сломается. Однако сейчас мы видим итог: авиакомпании продают напрямую примерно лишь 30% билетов, хотя действительно рынок поменялся очень серьезно - ушли мелкие агенты, появились крупные реализаторы типа Anywayday, OneTwoTrip. При этом небольшие авиакомпании наоборот вынуждены сотрудничать с агентами. Также будет и на туристическом рынке: электронная путевка упростит документооборот, сильным агентам станет проще. А у туроператоров появится шикарный канал продаж», - отметил Александр Белей.

Однако, как отметил эксперт, про электронную путевку на рынке продолжают муссироваться лишь слухи, а реальная работа остановилась еще прошлой осенью. Тогда разработчики встречались с «Турпомощью» и её наблюдательным советом, подробно объяснив все особенности будущей работы туроператоров с электронной путевкой. «Однако ни Ростуризм, ни связанные с ним структуры ничего не рассказывают туристическому сообществу. Никто не пытается объяснить рынку, как это будет работать. Даже те туроператоры, что входили в рабочие группы на первом-втором этапах проекта, сейчас отстранены от работы. Для рынка сложившаяся ситуация чревата большими катаклизмами», - резюмировал Александр Белей.

Предыдущая новость  |   Следующая новость Все новости »
  • 30 июня 2018 года установлен новый рекорд – 18 198 пассажиров посетили порт за один день.
  • Санкт-Петербург – лучшее круизное направление мира 2014-2016 годов по версии Cruise Insight
  • АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» - лучшая компания по пассажирским операциям 2016 года по версии АСОП.
  • Пассажирский порт Санкт-Петербург – лучший транзитный порт мира 2009 года по версии Seatrade Insider

199225, г. Санкт-Петербург
проспект Крузенштерна, дом 18

+7 (812) 303-67-40

+7 (812) 303-67-41

office@portspb.ru

Наверх