Команда ФАС - на торговые порты
12 Мая 2017
Желание ФАС вернуться к регулированию стоимости стивидорных услуг в российских портах и назначению тарифов международных перевозок в рублях негативно скажется на высоко конкурентном рынке контейнерных перевозок. Такое мнение высказало большинство участников рынка. После того, как ФАС в марте 2014 года прекратило ценовое регулирование услуг морских портов и исключило стивидоров из списка естественных монополий, объем перевалки в российских портах в 2014–2016 годах вырос более чем на 23%, а количество заходов иностранных судов в российские гавани выросло на четверть.
Тарифы портовых услуг по обработке грузов традиционно назначаются в долларах США. Они с 2014 года практически не изменились. Но рост курса доллара в рублю в 2014-2015 годах существенно повысил маржинальность портового бизнеса, что подтолкнуло стивидорные компании к борьбе за грузы в условиях жесткой конкуренции с российскими и зарубежными портами.
Порты даже в кризис показывают положительную динамику инвестиций, при этом на 1 рубль госсредств приходится 4 рубля частных. Несколько лет назад были установлены правила передачи причалов в долгосрочную аренду на 49 лет, что позволило стивидорам привлечь долгосрочные инвестиции и принять стратегии развития.
Летом прошлого года ФАС возбудила дела против девяти компаний (в том числе Новороссийского, Туапсинского, Приморского и Мурманского морских торговых портов и Контейнерного терминала «Санкт-Петербург») из-за установления якобы монопольно высоких цен на перевалку контейнерных грузов, зерна, нефти и минеральных удобрений, напоминает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. Однако уже в сентябре руководитель службы Игорь Артемьев вынужден был признать, что среди стивидоров существует высокая конкуренция. По данным Global Ports, российский рынок контейнерных терминалов характеризуется высоким уровнем конкуренции на фоне низкой загруженности портовых мощностей ? с 74% в 2013 году она упала до 50% в конце 2016 года.
Признав конкурентную среду, Игорь Артемьев тем не менее пообещал использовать против стивидоров, устанавливающих свои тарифы в долларах, «меры антимонопольного принуждения, но не тарифного». Это «антимонопольное принуждение» вылилось в штрафы в размере 9,74 млрд рублей на Новороссийский морской торговый порт (НМТП) (18% годовой выручки группы) и 7,04 млрд рублей на три порта компании Global Ports ? 35% годовой выручки. Аналитик «Уралсиба» Денис Ворчик назвал штрафы ФАС на порты «неподъемными».
Антимонопольное ведомство в этой истории явно «перегнуло палку», комментируют действия ФАС эксперты, бросив своего молодого чиновника регулировать портовую отрасль, в которой он не до конца понимает сути происходящего. В результате представитель ФАС Дмитрий Махонин вынужден был оправдываться вплоть до предложения одному из совладельцев НМТП компании «Транснефть» подать на свое ведомство в суд.
По мнению ФАС, сообщают «Известия», экономически обоснованными будут тарифы на услуги по перевалке на уровне не выше фактических цен, выраженных в рублевом эквиваленте и установленных компанией по состоянию на 30 июня 2014 года. Эксперты оценивают такую позицию крайне негативно. «Возврат к регулированию тарифов и перевод их на рубли остановят инвестиции в портовую отрасль, снизят привлекательность отрасли, уменьшат предложение услуг и подвигнут рынок к созданию новых монополий», ? уверена директор по развитию «Порт Ньюс» Надежда Малышева. В настоящее время большая часть портового оборудования по-прежнему производится не в России, а, следовательно, покупается за валюту, говорит Малышева. Российские производители обеспечат поставки не более ? от общего объема новых основных фондов, подтверждает ее слова Вячеслав Иноземцев.
«НМТП перевела все тарифы по каботажным перевозкам в рубли. А по международным - мои кредиты в валюте на сегодняшний день не изменились. Если мне те же самые банки смогут дать такую же сумму в рублях - я готов сегодня перевести", - заявил в кулуарах сочинского инвестфорума гендиректор НМТП Султан Батов.
Российскими законами запрещены расчеты в иностранной валюте, а не привязка цен и тарифов к их курсу, комментирует позицию ФАС Владислав Иноземцев. «Требуя перехода на рублевый тариф, власти не задумываются о том, что, если так трактовать требования закона «О валютном регулировании и валютном контроле», окажется, что нарушают российские правовые нормы, прежде всего, они сами – все таможенные пошлины установлены в долларах за тонну или в евро за единицу объема двигателя. Поэтому, прежде чем переводить тарифы портов и аэропортов в рубли, правительство, может быть, поступит таким же образом с источниками своих собственных доходов?».