В петербургском пассажирском порту «Морской фасад» впервые принято беспрецедентное решение: под занавес круизного сезона, с 15 августа, в нем решили организовать допуск к доставляющим гостей лайнерам с помощью очереди, отдав приоритет официальным партнерам круизных линий.
«Начиная со времени постановки судна к причалу въезд будет разрешен исключительно транспортным средствам аккредитованного туроператора судна», - говорится в обнародованном на днях официальном сообщении «Морского фасада». А далее о том, что автобусы других туроператоров смогут заехать на территорию порта только «по истечении полутора часов от времени начала схода пассажиров». Причем в случае попытки въезда вне установленного времени нарушителям обещают аннулировать транспортные абонементы, фактически лишив их возможности забирать пассажиров у трапа.
Причина? «Постановка от 5 до 7 судов к причалам и одновременный нерегулируемый сход пассажиров создают значительные очереди, что не только является причиной массовых задержек (в некоторых случаях до 4 часов) и срывов запланированных экскурсионных программ, но и создает угрозу жизни и здоровью туристов, находящихся в непосредственной близости к кордону причалов», - так формулируют ее в порту. Однако, если копнуть глубже, происходящее обусловлено не только этим, но и стремлением города сделать круизный бизнес более контролируемым и финансово прозрачным.
По данным «Морского фасада», в навигацию 2016-го 24% туристов круизных судов, зашедших в Петербург, обслуживались «прочими» компаниями (т. е. не имеющими формальных отношений с круизными линиями). Если учесть, что за год город на Неве принимает как минимум полмиллиона таких гостей, а каждый из них тратит у нас хотя бы $100, оборот «прочих» компаний, которые зачастую именуют пиратскими, превышает $10 - 11 млн.
По словам одной из бывших сотрудниц такой компании, до 80% гостей платят за экскурсии наличными, а суточный оборот даже небольшой фирмы в сезон может составлять десятки тысяч долларов. Который в основном можно характеризовать как черный нал: как правило, он проходит мимо налоговой службы, Пенсионного фонда и т. д. В рамках разбирательства по громкому делу о якобы имевшей место краже 1,5 млн рублей в фирме «СПб-Турс» судья, к примеру, на вопрос: «Как оплачивались ваши услуги?» - получил от гида, работающего в компании, ответ: «Нигде не расписываемся, получаем деньги на руки». И это обычная повседневная практика: зачастую деньги, получаемые независимыми компаниями от приема круизных туристов, проходят «мимо кассы» и не приносят городскому бюджету ничего.
«Каждый год входящие в число пиратов компании «откусывают» от пирога круизных операторов все новые и новые куски: сейчас около 30% рынка обслуживания круизных пассажиров в Петербурге приходится на небольшие пиратские фирмы, претендующие на этих гостей», - констатирует руководитель компании «Балтик Тревел» Людмила Кудрявцева. По оценке экспертов, в 2016-м доля «левых» (т. е. пиратских) экскурсий, предоставляемых в Петербурге пассажирам теплоходов таких компаний, как Royal Carribean, Princess Cruises, Norwegian Cruise Line и других, составила от 30 до 45%.
«Не обремененные огромными расходами, с минимумом штата, пираты способны сделать клиенту значительную скидку, - говорит генеральный директор «Арктур Трэвел» Елена Мальченок. - Доходит до того, что такие компании призывают туристов к непослушанию порядкам круизной линии, предлагая им, например, игнорировать предписания судна, касающиеся организации схода пассажиров». Что и позволяет им в первых рядах штурмовать достопримечательности Петербурга, ставя в невыгодное положение остальных туристов.
Поскольку представители круизных линий и аккредитованных туристических компаний, работающих «по-белому», не раз жаловались «наверх» на действия пиратов, считая их противоречащими интересам не только бизнеса, но и Петербурга, и принято решение в «Морском фасаде». Это неудивительно: город, как известно, является его хозяином.
Правда, есть некоторые нюансы. В начале навигации 2017-го, когда в «Морской фасад» только начали заходить круизные лайнеры, на прямой вопрос о том, какова позиция порта в отношении пиратов, его коммерческий директор Алексей Панфилов так же прямо ответил, что «для нас все турфирмы имеют одинаковый статус - мы их не делим на какие-то категории». И сообщил: из 200 заключенных к навигации 2017 года договоров около 120 приходятся на туристические компании (из которых 10 новичков).
А если посмотреть на состав Ассоциации участников круизного рынка, созданной в Петербурге несколько лет назад, с удивлением можно обнаружить, что в ней кроме «Морского фасада» и нескольких крупных «приемных» компаний, приглашенных скорее для имиджа, как раз и состоят те самые пираты. Причем официальные партнеры круизных линий в эту организацию не вошли и в противовес создали свою...
Что касается решения порта о введении очередности доступа к телу туриста, надо понимать - оно появилось лишь в конце сезона и касается немногим более 60 судозаходов (в 2017-м по «Морскому фасаду» их запланировано 253). К тому же вводится очередь на правах эксперимента, и если опыт окажется не слишком удачным, возможно возвращение к той ситуации, которую официально аккредитованные туроператоры давно считают неправильной.
Причем у пиратов есть козырь в виде управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу, которое уже усматривает в попытке ограничить туриста в выборе оператора экскурсии в городе признаки нарушения принципов свободы рынка. Во всяком случае, если от независимых компаний поступят жалобы (а они, скорее всего, не заставят себя ждать), там обещают разобраться в ситуации с точки зрения закона о конкуренции.
И получат ли право аккредитованные компании первыми увозить туристов из порта на осмотр Петербурга в навигацию 2018 года - еще вопрос.
Предыдущая новость | Следующая новость | Все новости » |
199225, г. Санкт-Петербург |
+7 (812) 303-67-40 |
+7 (812) 303-67-41 |