Обзоры СМИ

Главная / Архив / Обзоры СМИ

Порт Усть-Луга: связи вне экономических санкций

4 категория - Новости СЗФО

03 Августа 2017
По итогам первого полугодия 2017 года грузооборот морского торгового порта Усть-Луга увеличился на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 50,9 млн тонн. Порт развивается, а эксперты тем временем обсуждают перспективы сотрудничества с ближайшими соседями: Эстонией и другими странами Балтии. Корреспондент ОК-информ выяснил, что они думают о планах развития и причинах возникающих при этом проблем

По утверждению губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, региональная власть рассчитывает на интенсивное развитие портовых комплексов.

- Получив дополнительные преимущества, связанные со снижением курса национальной валюты, портовики наращивают объемы перевалки грузов, - отмечает глава региона. - В итоге, например, порт Усть-Луга вышел на второе место в России по перевалке грузов после Новороссийска. Объемы перегрузки продолжают увеличиваться. За первое полугодие текущего года порт отгрузил на 13,5% грузов больше, чем за то же время в прошлом году.

По обе стороны границы

Грузооборот в Балтийском бассейне вырос в основном за счет терминалов порта Усть-Луга, но в целом доля грузооборота, приходящегося на СНГ и Прибалтику, невелика - всего 12,1% от общего потока. Причем транзит российских экспортных грузов через Прибалтику в этом году должен составить около 40 млн тонн - показатель немалый, однако десять лет назад эта цифра была втрое больше. Как считают эксперты, грузопотоки изменяются в зависимости от политической обстановки и экономических трудностей, с которыми сталкиваются партнеры.

- Когда политические мотивы звучат сильнее экономических, трудно рассчитывать на интенсивное взаимодействие между странами, как бы бурно ни развивались приграничные территории, - считает депутат парламента Ленобласти Дмитрий Ворновских. - Быстро растущий порт Усть-Луга перспективен и готов к связям с Прибалтикой, прежде всего с ближним соседом - Эстонией. Вместе с тем я полностью согласен с экс-главой президентской администрации Сергеем Ивановым, который призвал руководствоваться прежде всего интересами России и «не кормить» чужие порты. Поэтому транзит грузов, паромное движение - любые виды сотрудничества - должны быть взаимовыгодными, и никак иначе. Нет смысла работать себе в убыток.

Эксперт отмечает, что «трудности перевода» ощущаются на уровне политических разногласий, а непосредственно между людьми, живущими по обе стороны границы и имеющими в соседних странах бизнес-интересы, особых разногласий не наблюдается.

- Кингисеппский район, на территории которого находится порт Усть-Луга, граничит с Евросоюзом и участвует в совместных проектах по программам приграничного сотрудничества с Эстонией и Латвией, а в перспективе - и с Финляндией. К счастью, в прошлом остался «железный занавес», и снова его повесить, думаю, уже никому не удастся, - говорит Ворновских. - Из Ивангорода, например, народ ходит покупать продукты в Нарву, а эстонцы приезжают в Кингисепп за стройматериалами. Торговые и прочие связи на уровне населения никто не остановит. Надеюсь, что будут развиваться и портовые отношения, способствующие связям экономическим.

Новые проекты не подпадут под санкции

- В начале июля я побывала в Кингисеппском районе Ленобласти, - рассказала «Общественному контролю» депутат Государственной думы Светлана Журова, которая принимала участие в работе над принятым недавно законом «Об основах приграничного сотрудничества». - Представители местной власти говорили о двух основных достижениях: строительстве МХК «ЕвроХим» (завода по производству аммиака) и планах порта Усть-Луга выйти к концу года на перевалку 100 млн тонн грузов, а также о «Северном потоке-2», то есть о развитии нефтехимического кластера. Мне кажется, что у порта большие перспективы.

К слову, в конце июля судовыми кранами на причал Усть-Луги была выгружена самая тяжелая грузовая единица за всю историю работы порта - агрегат весом 380 тонн. Конструкция предназначена для строящегося в Кингисеппе завода компании «ЕвроХим».

В ближайшее время на терминал будет доставлен еще более тяжелый агрегат для того же завода. Конструкция весом более 600 тонн также придет на судне и будет перегружаться на баржу для доставки к месту назначения водным путем - по заливу и затем по реке. В дальнейшем же компания «ЕвроХим» планирует поставлять продукцию завода через собственный новый, строящийся в Усть-Луге терминал.

Кроме того, многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» в Усть-Луге начал перевалку труб для строящегося газопровода «Турецкий поток».

В связи с проектами экономического развития района, на территории которого находится порт, при участии Светланы Журовой обсуждалась тема приграничного сотрудничества.

- Закон «Об основах приграничного сотрудничества», который семь лет рассматривался в Госдуме, наконец принят и вскоре будет подписан президентом РФ, - подчеркивает депутат. - Хочу отметить, что проекты приграничного сотрудничества, которые будут реализовываться в рамках нового закона, не попадают ни под какие действующие международные санкции. Причем в этом заинтересована не столько Россия, сколько Европа.

Порт развивается быстро и уверенно

Чтобы составить наиболее полное представление о том, готовы ли наши соседи к расширению экономических связей, корреспондент ОК-информ побывал в порту Силламяэ, который, согласно досанкционным планам, должен был войти в так называемый «балтийский треугольник». Речь шла об осуществлении паромной связи между российской Усть-Лугой, финской Коткой и эстонским Силламяэ. В настоящее время осуществление данного проекта отложено на неопределенный срок…

На днях Главгосэкспертиза России дала положительное заключение по проекту формирования акватории порта. Эксперты проверили финансовую достоверность его сметной стоимости (финансирование строительства проводится за счет собственных средств ФГУП «Росморпорт»).

О том, как санкции-контрсанкции повлияли на работу эстонского порта, «Общественный контроль» расскажет в ближайшие дни.  

Что же касается Усть-Луги, то, каковы бы ни были объективные трудности, какие бы вызовы ни стояли перед бизнесом, можно с уверенностью говорить о том, что порт продолжает поступательно и достаточно быстро развиваться.

Первое аналогичное заключение по объекту было подготовлено Санкт-Петербургским филиалом Главгосэкспертизы России в сентябре 2008 года. После того как в проект был внесен ряд изменений, потребовалось повторное прохождение государственной экспертизы.

По обновленному проекту работы будут вестись в три этапа.

Первый: формирование акватории причалов многофункционального перегрузочного комплекса «Юг-2» и комплекса по перегрузке лесоматериалов.

Второй: формирование акватории в районе берегоукрепления Южной части базы обеспечивающего флота.

Третий: формирование акватории оставшихся участков базы.

В Главросэкспертизе подчеркивают, что выполнение дноуглубительных работ в рамках формирования акваторий необходимо для обеспечения условий безопасного круглосуточного и круглогодичного маневрирования и подхода расчетных судов к причалам перегрузочных комплексов и базы обеспечивающего флота южной части порта.

Справка

Порт Усть-Луга расположен в юго-восточной части Лужской губы Финского залива. Планы его строительства появились еще в XVI веке - в связи с необходимостью выхода к Балтийскому морю. Строительство началось в июле 1557 года по указу Ивана Грозного, но из-за войн с Ливонской конфедерацией и Швецией так и не было завершено.

Повторно к идее возведения порта в Лужской губе вернулись уже в тридцатые годы XX века, однако реализовать эти планы не удалось - началась Великая Отечественная война.

Современная история строительства морского порта в Усть-Луге началась с момента принятия распоряжения правительства РФ от 28 апреля 1993 года. Этот проект стал одним из первых примеров успешного государственно-частного партнерства.

Сегодня Усть-Луга - самый крупный и глубоководный порт на Балтике, включая страны Балтии и Финляндию. Президент Российской Федерации Владимир Путин на совещании, посвященном развитию порта, подчеркнул, что Усть-Луга - «один из самых крупных в России инфраструктурных проектов европейского масштаба».

Сейчас в порту работают 12 терминалов, обеспечивающих перевалку, дополнительную обработку и хранение более двадцати категорий наливных, навалочных, генеральных и контейнерных грузов.

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), за шесть месяцев текущего года лидирующие позиции по грузообороту занимают пять российских портов. На первой позиции находится Новороссийск (с начала года через него прошло 72,9 млн тонн грузов); на втором - Усть-Луга (50,9 млн тонн). На третьем - порт Восточный (34,9 млн тонн). Четвертое и пятое место поделили порт Приморск (31,4 млн тонн) и «Большой порт Санкт-Петербург» (26 млн тонн).

Предыдущая новость  |   Следующая новость Все новости »
  • 30 июня 2018 года установлен новый рекорд – 18 198 пассажиров посетили порт за один день.
  • Санкт-Петербург – лучшее круизное направление мира 2014-2016 годов по версии Cruise Insight
  • АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» - лучшая компания по пассажирским операциям 2016 года по версии АСОП.
  • Пассажирский порт Санкт-Петербург – лучший транзитный порт мира 2009 года по версии Seatrade Insider

199225, г. Санкт-Петербург
проспект Крузенштерна, дом 18

+7 (812) 303-67-40

+7 (812) 303-67-41

office@portspb.ru

Наверх