Въездной турпоток в Петербург растет: в 2015 году наш город посетили 6,5 млн человек, в 2016–м — 6,9 млн, по итогам 2017–го прогнозируется около 7,5 млн человек. Но большинство гостей приезжают в Петербург в сезон белых ночей.
В итоге в период пиковой нагрузки (с мая по июль) отели заполнены почти на 100%, некоторые вынуждены отказывать гостям в заселении. У туристов возникают сложности с передвижением по городу, посещением достопримечательностей. Крайне сложно в это время найти комфортабельные туристические автобусы, театры уходят на каникулы, в Петербург приезжают лишь редкие гастролеры. С другой стороны, осенью, зимой и ранней весной заполняемость отелей снижается до 30%. Несмотря на то что навигация в Петербурге начинается в апреле и завершается в конце ноября, уже в октябре спрос на прогулки по рекам и каналам резко падает.
Сгладить проблему сезонности можно, перераспределив деловые мероприятия с лета на другие времена года. Об этом давно говорят городские чиновники. И, по оценке комитета по развитию туризма, большинство из 5 тыс. проходящих в Петербурге наиболее крупных конференций, выставок, конгрессов сейчас уже устраиваются весной и осенью. Правда, пока все–таки максимально близко к сезону белых ночей.
Комитет по развитию туризма Петербурга активно продвигает город как один из главных центров делового и событийного туризма в России. Так, в 2020 году в Петербурге пройдет престижнейший мировой конгресс шеф–поваров. В 2018 году — конгресс кардиоторакальных хирургов.
В сентябре 2017 года в городе состоятся два значимых деловых мероприятия: семинар Европейского общества контрацепции и репродуктивного здоровья и Петербургский спортивный форум. В ноябре пройдет ставшее уже традиционным световое шоу "Фестиваль света". В конце текущего года Петербург станет площадкой вручения самой престижной мировой награды в области туриндустрии World Travel Awards. В 2016 году мировые эксперты туристической отрасли признали Петербург лучшим туристическим и культурным направлением мира и присудили ему премию в номинации World’s Leading Cultural City Destination 2016. Теперь вручение премии должно пройти в нашем городе.
Смольный рассматривает деловой и событийный туризм как эффективный источник пополнения городского бюджета и одну из ключевых отраслей экономики.
Так, по оценке чиновников, доля туризма в валовом региональном продукте (ВРП) Петербурга к 2023 году вырастет почти втрое — с нынешних 2,2 до 6% (с 72,2 млрд до 196,9 млрд рублей, если исходить из размера ВРП за 2016 год — 3,28 трлн рублей). А въездной турпоток к этому времени должен увеличиться до 8 млн человек в год.
В 2016 году, который участники рынка называют фееричным с точки зрения роста числа туристов, общий объем платных услуг, оказанных гостям Петербурга, составил 24,7 млрд рублей — это на 10% больше, чем в 2015–м. Доля доходов от туристической отрасли в доходной части городского бюджета оценивается в 10%, то есть около 48 млрд рублей. Из них не менее чем две трети приходится на деловой и событийный туризм.
Участники круглого стола, организованного газетой "Деловой Петербург", обсудили наиболее актуальные вопросы делового туризма, высказавшись о том, что могло бы помочь этому сегменту развиваться более эффективно.
Деловой туризм — один из наиболее эффективных видов туризма. Гости находятся в городе недолго, но для деловых мероприятий задействуется туристская инфраструктура, привлекаются инвестиции.
Деловой и событийный туризм очень энергично развивается в последние годы. Но Петербург в этом смысле находится в тени своего "большого брата" — Москвы. Мы на втором месте после нее по числу проводимых мероприятий, но при этом очень далеко отстаем от столицы. Даже те мероприятия, которые у нас проходят, например Санкт–Петербургский международный экономический форум, инициированы и проводятся не городскими, а федеральными органами власти. То есть мы не можем на них значительно влиять, включать в повестку актуальные для Петербурга вопросы.
Еще одна проблема, которая нас волнует, — это отсутствие необходимой инфраструктуры. У нас есть замечательный новый конгрессно–выставочный центр "Экспофорум", который расположен близко к аэропорту. Но транспортная доступность "Экспофорума" не очень хорошая, он удален от городских культурных, деловых, событийных точек притяжения. К тому же он является неким монополистом в формировании цены проведения мероприятий. Из–за этого случается, что наши цены на аренду площадей, использование временного персонала в 2–2,5 раза выше, чем в Москве. Поэтому Петербургу стоит подумать о строительстве альтернативных конгрессных комплексов.
У нас почти нет больших конгресс–отелей. Единственная петербургская площадка на 2 тыс. человек с отелем есть только в гостинице "Park Inn Прибалтийская". Этого для Петербурга, конечно, недостаточно. Все это сдерживает развитие делового туризма, хотя он и растет, но не так активно, как мог бы. Ведь наш город с точки зрения привлекательности для туристов во многом обходит Москву. Если в Москве большая часть туристов — это организованные группы, то в Петербург около 40% гостей приезжают индивидуально. Даже иностранные гости не боятся приезжать к нам самостоятельно. Это говорит о том, что в нашем городе достаточно легко ориентироваться, комфортно находиться.
Событийный туризм — второе направление, которое требует пристального внимания. Только 15% гостей Петербурга приезжают к нам снова. Для сравнения: в Европе возвратность туризма около 80%. Каждый приезжающий в Петербург обязательно посетит Эрмитаж, Петергоф, Русский музей. Но это разовая акция: человек поставил галочку, что побывал в этом месте, и больше к нам не возвращается. А вот если в городе проходят уникальные, интересные мероприятия, то у гостей будет стимул приезжать к нам вновь и вновь.
Деловой и событийный туризм позволяют решить проблему сезонности, традиционно актуальную для Петербурга. У Петербурга есть давно, еще с советских лет сложившийся бренд "белые ночи", который нам, с одной стороны, помогает привлекать гостей, но с другой — мешает развивать круглогодичный туризм, так как все стараются приехать в город именно в сезон белых ночей. При этом "белые ночи" — это довольно уязвимый бренд, потому что столицей белых ночей является вовсе не Петербург, а Хельсинки. Но при этом во всех презентационных материалах, на всех выставках мы видим только летние образы Петербурга. Хотя наш город зимой тоже очень красив и интересен.
Скажем, в Нью–Йорке, где погода ничуть не лучше, чем в Петербурге, туристические потоки более–менее равномерно распределены в течение всего года. А вот насчет Петербурга у всех давно сложилось мнение, что зимой здесь делать нечего — холодно, грязно и противно. Но ведь туристы в любой сезон не так уж и много времени проводят на открытом воздухе — по подсчетам Всемирной туристской организации, не более 5 часов из трехдневного пребывания. Все остальное время они находятся либо в гостинице, либо в музее, либо в автобусе. При этом зимой Петербург для многих привлекательнее, так как цены на проживание и посещение достопримечательностей значительно ниже.
Город намерен поддерживать операторов, которые будут планировать деловые и событийные мероприятия на низкий сезон. В программе развития туризма в Петербурге на 2019–2023 годы мы предусмотрели субсидирование операторов, привлекающих конгрессно–выставочные мероприятия в наш город, особенно в низкий сезон.
Конечно, наши финансовые возможности не безграничны. Например, на проведение выставок за рубежом из бюджета Петербурга выделяется лишь около 22 млн рублей. На эти деньги мы можем охватить только примерно 10 крупнейших мировых выставок. Это те мероприятия, где необходимо быть, так как если тебя там нет, то, считай, тебя не существует.
Чтобы оценить, много это или мало, скажу, что только у одной компании Visit Finland, которая занимается продвижением Финляндии за рубежом, годовой бюджет составляет 26 млн евро.
Но мы исходим из имеющихся возможностей, город берет на себя значительную часть расходов, и чем больше компаний согласятся стать нашими партнерами по участию в выставках и софинансировать это участие, тем больше будет стенд Петербурга и тем лучше он будет представлен.
Почему все ключевые выставки проходят в столице? Главные административные ресурсы сосредоточены в Москве, вот туда и едут все решать проблемы. Поэтому в Петербурге нам нужно акцентировать внимание на те мероприятия, которые не замкнуты жестко на административный ресурс.
Возможно, активнее включать в программы для деловых туристов прогулки по рекам и каналам — уже сейчас они собирают больше массовых туристов, чем Эрмитаж и Исаакиевский собор, вместе взятые. И сезон навигации по реке значительно дольше, чем период белых ночей. Нужно пользоваться этим и активнее использовать возможности, которые предоставляет река.
Для привлечения гостей нужны постоянно повторяющиеся или продолжающиеся серии событий, на которые люди могли бы приезжать каждый год. Это как телесериалы: зрители ждут очередную серию и всегда включают телевизор, чтобы ее посмотреть. Нам нужны ежегодные фестивали, выставки, которые развивались бы по этому принципу.
Несколько лет мы мечтали возродить знаменитый бар "Нектар", так полюбившийся жителям Ленинграда. И вот 1 августа 2017 года мы открылись в новом формате для жителей и гостей Петербурга. Мы представляем продукцию российских виноделов с 200–летней историей.
В баре "Нектар" дегустации проводятся профессиональными актерами. Это часовые программы, в ходе которых мы рассказываем об истории виноделия Крымского полуострова, богатых традициях, мифах и легендах. Для нас важно привлечение туроператоров, которые включали бы бар "Нектар" в программы посещения Петербурга для отечественных и зарубежных туристов.
Наша компания производит сладкие сувениры: шоколад, леденцы с изображениями, конфеты. Мы не можем пожаловаться на отсутствие спроса. Например, наша акция по обмену бумажных счастливых билетов любого вида транспорта на шоколадные и карамельные счастливые билеты пользуется огромной популярностью и среди петербуржцев, и среди гостей города. У нас собралось очень много этих бумажных билетов, в том числе и заграничные. Но есть некоторые проблемы с продвижением нашей продукции, в решении которых мог бы помочь Смольный. Например, мы распространяем свои сласти как в торговых сетях, ориентированных на туристов, так и в музеях, на выставках. Но договориться с музеями о продаже нашей продукции непросто. В Петербурге очень затянуто согласование разрешений на продажу в музеях. В Москве это происходит гораздо быстрее, процесс куда менее забюрократизирован: уже через пару недель с момента первых переговоров мы начинаем поставки.
Важные вопросы в бизнесе решаются не только в ходе деловых мероприятий, но часто также на отдыхе, "за кадром", в кулуарах. И в этом смысле курортная инфраструктура является полноценным участником петербургского рынка делового туризма. Так что нас тоже с полным правом можно рассматривать как площадку для проведения деловых мероприятий. У курорта "Охта Парк" такой опыт есть, и он весьма успешный. Кроме того, в последнее время гости Петербурга стали рассматривать в качестве средства размещения именно загородные отели, в том числе курортные. Например, китайские туристы все чаще останавливаются за городом.
Я работаю в туризме 20 лет. До сих пор наша компания, как туроператор, в основном занималась выездным туризмом, а в последние 4 года мы активно развиваем въездной, причем именно в сегменте делового туризма.
Сейчас очень актуально направление incentive–туров (incentive–туры — это корпоративные поездки, которые организуют работодатели для поощрения своих сотрудников. — Ред.). В мире это очень распространенное направление, и в России тоже сейчас начинают понимать важность мотивации персонала. А incentive–поездки в этом смысле очень эффективны. Они не привязаны к событиям, не нужен информационный повод, эти поездки не привязаны к сезону. Я уверена, что необходимо продвигать Петербург как очень хорошее направление для incentive–поездок. Мы посещаем многие знаковые выставки в области туризма. И везде видим общую практику: государство финансирует стендовое пространство для туроператоров и других участников выставки от своей страны, приглашая их на конкурсной основе.
Я понимаю, что сейчас из–за экономических проблем у нашего государства ограничены бюджеты, но в будущем нам тоже необходимо работать по такой схеме, как в других странах мира.
Нам предлагали участие в выставках в Барселоне и Франкфурте на условиях государственного субсидирования, но объем доплаты от нашей компании был чрезмерно высоким, и мы отказались. Если Намибия и Уганда могут себе позволить финансировать своих туроператоров, то Россия уж, я думаю, тоже могла бы присоединиться к такой практике.
В качестве проектов, которые туроператоры могли бы включать в свои программы, а также в качестве новых объектов притяжения могут выступать не только музеи, выставки и фестивали, но и проекты виртуальной и дополненной реальности.
Сейчас мы разрабатываем виртуальное воссоздание торжества, которое проходило при Петре Первом на стрелке Васильевского острова в честь первой крупной победы российского флота в битве при Гангуте. Надев специальные цифровые очки, гости смогут увидеть праздничный парад российского флота на Неве, почувствовать себя участниками этого праздника. Аналогичные программы можно разрабатывать для самых разных знаковых для нашего города событий и различных мест, воссоздавая их облик и буквально переносясь на виртуальной машине времени в прошлые времена.
Я уверен, что это может стать важным пунктом в туристических программах посещения Петербурга. Например, уже сейчас можно увидеть подобный проект на Дороге Жизни в районе монумента "Разорванное кольцо".
Предыдущая новость | Следующая новость | Все новости » |
199225, г. Санкт-Петербург |
+7 (812) 303-67-40 |
+7 (812) 303-67-41 |