В следующем году завершается федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011–2018 годы)». На смену ей Ростуризм готовит новую ФЦП, рассчитанную на 2019-2025 годы. В ней будут определены приоритетные туристические кластеры, их основное назначение и регионы. При этом основным для некоторых регионов страны станет круизное направление. В их число вошли Амурская область и Хабаровском край, Дальний Восток, Сахалин и Камчатка, а также арктическое направление. Самым же обширным при этом станет круизный кластер «Большая Волга», куда войдут расположенные на реке регионы.
В Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм) ФЦП курирует заместитель руководителя ведомства Николай Королёв. Вот что он сообщил нашему корреспонденту.
- Концепция новой программы уже фактически подготовлена, сейчас проходит ее обсуждение на многих целевых площадках. Создающаяся ФЦП при этом определяет финансовые инструменты, которые должны способствовать развитию туристической отрасли. Вкладывать рубль бюджетных денег, привлекая при этом 2,3 рубля внебюджетных инвестиций – вот ее задача. Ведь чтобы инвестор вложился, к примеру, в гостиницу, государство должно предварительно обеспечить сопутствующую инфраструктуру – газ, свет, дороги.
- Какие еще задачи решает федеральная целевая программа?
- В новой программе мы, в частности, определили географический каркас из 15 основных направлений развития туризма в стране. Поясню на конкретных примерах. Для Центральной России наиболее предпочтительной будет ставка на культурно-познавательный туризм. Для черноморского побережья – пляжный туризм с элементами оздоровления. В регионах «Большой Волги», от Твери до Астрахани, специализацией станет круизный туризм, опять же вместе с культурно-познавательной составляющей. Есть поручения президента РФ о развитии территорий Арктики. Здесь успешно запущен пилотный проект по Земле Франца-Иосифа, в том числе и его круизная часть. Несколько дестинаций предусмотрено и на Дальнем Востоке страны, в том числе речные круизы на Амуре и морские круизы на Сахалине и Камчатке. Это и есть туристическая специализация, на что государство хочет обратить повышенное внимание. В то же время, рядом с ними вполне смогут развиваться и другие виды туризма.
- Каковы действия региона, который хотел бы войти в ФЦП?
- В своей заявке в Ростуризм его представители должны показать, что ожидается серьезный турпоток. Для чего надо подготовить план развития, указать, какие объекты туристской инфраструктуры намечено построить, кто будет выступать инвестором, какие суммы потребуются. В свою очередь, мы говорим субъектам: специализация вашего кластера, к примеру, круизный туризм, поскольку так определено в федеральной целевой программе. Это делается еще и потому, что многие маршруты носят межрегиональный характер. Как, например, в кластере «Большая Волга», где по всей реке и на ряде ее притоков должна быть задействована необходимая круизная инфраструктура. Поэтому мы, как регулятор в сфере туризма, и определяем, что будет наиболее популярно и востребовано. А субъект Федерации уже выходит с инициативой в соответствии с нашей стратегической задачей. Это называется целевой метод. Мы определяем каркас, регионы готовят документацию и привлекают инвесторов под исполнение намеченного.
- Какие-то примеры успешной работы ФЦП имеются?
- Я недавно приехал из старинного города Сарапула, стоящего на Каме. До начала реализации круизного кластера сюда за сезон заходило 12 пассажирских судов. Сейчас – сто. Что теперь привлекает туристов? В рамках ФЦП были обустроены набережная и центральная городская площадь. Бизнес построил гостиницы, отреставрировал церковь, мечеть, водонапорную башню и другие объекты исторического наследия. Были затрачены немалые средства, и реконструкция еще полностью не завершена. Но есть конкретный показатель – 100 круизных заходов. Аналогичная ситуация отмечена и на новом курорте «Ярославском взморье»: находящаяся там пристань «Коприно» в этом году примет более 85 пассажирских теплоходов.
- Какие новые планы намечаются в рамках готовящейся ФЦП?
- В прежней программе также предусматривалось субсидирование по кредитам: мы были готовы погасить затраты сверх ставки рефинансирования, и тем самым кредитные средства для предпринимателей получались заметно дешевле. Задача важнейшая, но она была завязана лишь непосредственно на инфраструктуру туризма. Теперь все расширено, и включает, к примеру, оборудование в гостинице либо ресторане, а также и иные составляющие: обновление парка туристических автобусов, приобретение круизных судов. Мы готовы и здесь снизить кредитную нагрузку на предпринимателя. Предусмотрено в программе и субсидирование туроператоров. Это касается, прежде всего, низкого сезона или межсезонья, когда важно поддержать турбизнес.
- Вы упомянули строительство круизных судов…
- У нас в стране, насколько я знаю, немало заводов, готовых строить круизные теплоходы. Но, в данном случае, это уже вопрос операторов, которые могли бы подобный заказ судостроителям дать. А это, как известно, очень большие деньги и очень длинные инвестиции, действующие лишь в лизинговых программах Минпромторга. Со своей стороны, Ростуризм в рамках ФЦП имеет возможность помочь заказчикам новых судов получить кредит под заметно меньший процент – не под 15-16%, к примеру, а под 8-10%, что тоже, согласитесь, более приемлемый вариант.
- Возвращаясь к туристским кластерам, хочу спросить: каковы круизные ожидания на Амуре?
- Основные туристические потоки на реке Амур сосредоточены в Амурской области и Хабаровском крае. Там же происходит и основная масса взаимоотношений с китайскими властями и туристами. Кроме того, в Хабаровске в следующем году спускают на воду новое круизное судно, первое после долгого перерыва. Строят его представители российского бизнеса в Китае. Словом, для развития массовых речных круизов в этих двух регионах есть все возможности.
- В разряд круизных вошли Камчатка и Сахалин. Что можно о них сказать?
- В настоящее время программы по приему круизных лайнеров и на Сахалине, и на Камчатке существуют. И задачи тут достаточно масштабные. Нам бы очень хотелось, чтобы основные маршруты мировых круизных компаний проходили именно здесь. Но для этого требуются, опять же, более качественные приемные условия. Необходимо обустройство причалов для пассажирских судов, а также оперативное проведение всех необходимых формальностей – пограничного и таможенного контроля. Нужны, конечно же, и подготовленные объекты показа, а также обустройство территорий, которые посещают туристы. Должна быть сувенирка, рестораны с национальной кухней, музейная составляющая. Такова комплексная задача развития, позволяющая сформировать в этих местах серьезные турпотоки.
- А каковы круизные планы по Земле Франца-Иосифа?
- Пока что остаются сложности с посещением этого архипелага зарубежными круизными судами. Но есть, в частности, интересный проект по организации морских круизов на Земле Франца-Иосифа с острова Шпицберген, который, между прочим, ежегодно посещают до 125 тыс. круизных пассажиров. Чтобы продлить круизные линии далее, требуется, в первую очередь, организация современных пунктов пропуска на месте. Прежде туристам для прохождения пограничных и таможенных формальностей необходимо было предварительно зайти в Мурманск или Архангельск, и только после этого проследовать на Землю Франца-Иосифа. А это 7-8 лишних суток. Теперь же в рамках взаимодействия с пограничной службой ФСБ России, контроль будет осуществляться непосредственно на самом архипелаге. Кстати, недавно Ростуризм получил полномочия по выдаче разрешений для иностранных круизных компаний по заходам на территории Арктики и Дальнего Востока.
- Перспективы у арктических круизов, на ваш взгляд, есть?
- Безусловно. Пока же, в этом году, было лишь три круизных судозахода. Для сравнения, в прошлом году отмечено два, а в позапрошлом – три захода круизных судов. Тем не менее, Минобороны уже создало здесь современный жилой комплекс, его не так давно посетили президент и премьер. Рядом, на острове Земля Александры, строится аэропорт, и мы хотим, чтобы он был двойного назначения – военный и гражданский. Что позволит осуществлять доставку на архипелаг значительного числа туристов. Далее они смогут пересаживаться на круизные суда и следовать вокруг Земли Франца-Иосифа. Такая же организационная схема успешно действует и на Шпицбергене.
Предыдущая новость | Следующая новость | Все новости » |
199225, г. Санкт-Петербург |
+7 (812) 303-67-40 |
+7 (812) 303-67-41 |