Обзоры СМИ

Главная / Архив / Обзоры СМИ

Деньги в шкафчик, таможенник на выход

5 категория - Другое

10 Апреля 2018

Сотни таможенных инспекторов Северо-Запада к 2020 году останутся без службы. Их заменят электронные центры, что призваны бороться с коррупцией. Но взятки спасут шкафчики в раздевалке.
Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) ожидает самая масштабная реформа за всю историю. Как стало известно 47news, 30 марта руководитель СЗТУ Александр Гетман подписал план реформирования подведомственных таможенных органов. Хотя эта трансформация начинается в не самое спокойное для СЗТУ время, с недавними визитами силовиков она не связана — дорожную карту по реформированию таможенной системы всей страны с 2018 по 2020 год Минфин утвердил еще в начале января.
В результате будущей реформы единственной таможней составе СЗТУ с возможностью декларирования товаров должна остаться Балтийская - при ней уже сейчас действует Центр электронного декларирования (ЦЭД). В управлении появится новая структура — Северо-Западная электронная таможня (СЗЭТ), в подчинение которой отдадут второй ЦЭД, сейчас находящийся в ведомстве Санкт-Петербургской таможни. В свою очередь она, также как Кингисеппская, Выборгская и Пулковская, превратится в таможню фактического контроля (ТФК). То есть эти структуры будут только досматривать товары, но лишатся функции декларирования.
Масштабные изменения ждут и более отдаленные структуры СЗТУ: Архангельская и Мурманская таможни вообще перестанут существовать, а Карельская и Псковская также станут ТФК.
Переход на электронное декларирование товаров исключает необходимость физического присутствия участника внешнеэкономической деятельности. Предполагается, что это не только позволит ускорить и упорядочить процессы, но и исключить непосредственные контакты коммерсантов с инспекторами ФТС. То есть - ударит по коррупционной составляющей.
В редакции 47news изучили детальный план реформы СЗТУ. В период с июля по сентябрь этого года управление приобретет отдельное здание в Петербурге. Со временем в нем разместится созданная СЗЭТ, сюда же переедут Балтийский и Северо-Западный ЦЭДы. Параметры здания в планах не уточняются, но, по словам собеседника 47news в СЗТУ, в руководстве управления присматриваются к бизнес-центру "Царская Столица" на площади Александра Невского, площадью более 6,2 тысяч квадратных метров. Предполагается, что здание будет отремонтировано и оборудовано к декабрю 2019 года.
Превращение полноценных таможен в ТФК освободит тысячи рабочих мест — сейчас на каждой работают сотни инспекторов, занимающихся оформлением грузов, контролем их стоимости и прочим регулированием. Так что предварительные беседы с персоналом, попадающим под сокращение на Санкт-Петербургской и Балтийской таможнях, начнут уже в этом сентябре. Ну, а сами приказы об увольнениях  будут подписываться с августа по декабрь 2019 года. Впрочем, часть сотрудников могут перейти на работу в расширенные штаты ЦЭДов, или в СЗЭТ. Временное штатное расписание электронной таможни должно быть утверждено в январе 2020 года, а полноценную работу она начнет в мае.
Карельская, Архангельская и Мурманская таможни расстанутся с сотрудниками в марте 2020 года. Две последние перестанут существовать через два месяца после этого. Пулковская таможня станет ТФК к сентябрю того же года, а со ставшими лишними работниками попрощается в июле. Последней — к декабрю 2020 года - превратится в ТФК Псковская таможня. 
- По замыслу руководства ФТС, удаление инспекторов с терминалов в закрытые ЦЭДы уберет потенциальную возможность давать им взятки. Как будто люди не могут встретиться, скажем, после или до работы. Например, в СМИ не раз появлялись сюжеты о задержаниях инспекторов на Смоленской таможне. А ведь там есть действующий ЦЭД, и в одном случае деньги инспекторам положили прямо в их шкафчики в раздевалке центра,- весело отметил один из работающих с СЗТУ петербургских бизнесменов. 
- Ощущение от этой реформы — тревожное. При всем уважении к руководству ФТС, на сегодняшний момент она кажется не до конца проработанной: еще не полностью создано необходимое программное обеспечение, остается целый ряд процедур, связанных с бумажным, а не электронным документооборотом в морских пунктах пропуска. Кроме того, фактический контроль по-прежнему подразумевает непосредственный личный контакт участников ВЭД с инспекторами. Так что пока разделение компетенций таможенных органов на фактический и документальный контроль заставляют нас относиться к данным решениям с осторожностью. Нас волнует исключительно прозрачность, профессионализм и эффективность этих процессов, основанная на принципе равноудаленности участников. Где будут располагаться таможенные органы и как они будут работать, кто и где будет осуществлять контроль - вопрос не в нашей компетенции, - прокомментировал реформу представитель Ассоциации морских торговых портов Павел Поляков. 
Отметим - к концу прошлого года в стране работали уже 29 ЦЭД, обрабатывающих примерно 22% всех поданных деклараций. Утвержденная дорожная карта предполагает создание еще 16 ЦЭДов и 9 электронных таможен. После завершения реформы полным функционалом, в том числе и по декларированию товаров, будут обладать только Калининградская и Московские областные, Балтийская, Новороссийская и Владивостокская таможни.

Предыдущая новость  |   Следующая новость Все новости »
  • 30 июня 2018 года установлен новый рекорд – 18 198 пассажиров посетили порт за один день.
  • Санкт-Петербург – лучшее круизное направление мира 2014-2016 годов по версии Cruise Insight
  • АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» - лучшая компания по пассажирским операциям 2016 года по версии АСОП.
  • Пассажирский порт Санкт-Петербург – лучший транзитный порт мира 2009 года по версии Seatrade Insider

199225, г. Санкт-Петербург
проспект Крузенштерна, дом 18

+7 (812) 303-67-40

+7 (812) 303-67-41

office@portspb.ru

Наверх