Ставка на морской туризм
1 категория - Упоминания Пассажирского порта
11 Апреля 2018
Город делает ставку на круизный туризм. В Петербурге создается собственная судоходная компания, будет построен Международный круизный центр.
Гостей все больше
По мнению экспертов, новый сезон круизной и паромной навигации обещает стать рекордным для Санкт-Петербурга. Впрочем, рекорды по количеству туристов, прибывающих к нам по воде, город ставит уже несколько лет подряд. В прошлом году, например, Петербург посетили больше 540 тысяч круизных туристов, что на 14 процентов больше, чем в предыдущую навигацию. Аналитики подсчитали, что чаще всего морским путем в город на Неве прибывают жители ФРГ, США, Великобритании, Испании и Канады. На представителей этих стран приходится треть от числа всех круизных туристов. Также в список попали итальянцы и китайцы. За последние девять лет поток туристов вырос в два раза. По словам генерального менеджера международного департамента RCL Cruises Ltd Джанни Ротондо, поскольку Россия была закрыта для туризма на столь долгое время, она до сих пор воспринимается как экзотическая страна. По мнению эксперта, царская и революционная история Санкт-Петербурга делает его захватывающим местом для гостей круизов. В свою очередь председатель комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев отметил, что только на Балтике около 19 млн человек в 2018 году будут путешествовать на паромах. Петербург здесь, безусловно, занимает не последнее место. Напомним, что наш город многое делает для того, чтобы привлекать туристов, предпочитающих путешествовать по воде. В 2004 году был введен безвизовый въезд в страну на 72 часа для пассажиров круизных судов. В 2009 году по инициативе Санкт-Петербурга принят закон, согласно которому иностранные туристы, прибывающие в Россию на морских паромах, также могут находиться на территории нашей страны в течение 72 часов без виз.
Международный круизный центр
В Санкт-Петербурге морские круизные суда и паромы швартуются на трех объектах: в пассажирском порту Санкт-Петербург «Морской фасад», на который приходится основная доля морского пассажиропотока, на Неве – причалы Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта, а также на Морском вокзале. Говорить о том, что круизным лайнерам уже стало тесно в Петербурге, пока рано. Однако для создания комфортных, безопасных и привлекательных условий для путешественников, прибывающих к нам морем, нужен современный Международный круизный центр. На днях стало известно, что городом выделен участок площадью 2,2 гектара под строительство на намывных территориях Васильевского острова такого центра. Концепция включает строительство офисных зданий, конгресс-холлов, отелей и концертных залов, также на припортовых территориях планируется развитие гостиничного сервиса, системы хостелов, плавучих отелей и кемпингов. По словам генерального директора АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Вадима Каширина, задача состоит в том, чтобы создать современную портовую инфраструктуру, которая обеспечивала бы туристам самый высокий уровень сервиса и комфорта, существующий на сегодня в мировом круизном туризме.
Собственная судоходная компания
На фоне растущей популярности круизного туризма в Смольном задумались и о создании судоходной компании. По мнению Андрея Мушкарева, собственные морские круизы могут серьезно увеличить туристический поток. «У нас уже сформировался довольно устойчивый пассажиропоток. При том, что в европейской части России проживают 65 млн человек – это больше, чем во всех Скандинавских странах, вместе взятых. Кроме того, в Советском Союзе было около шестидесяти круизных судов под отечественным флагом – традиции путешествий морем в стране существуют», – рассуждает он. Аналитики же говорят о том, что создание собственной судоходной компании нужно сегодня еще и потому, что это позволяет получить независимость от иностранных фирм, которые во время санкций могут вести себя непредсказуемо.
Региональный круизно-паромный оператор Петербурга будет создан с участием города и инвесторов через объединение пассажирского порта Санкт-Петербург («Морской фасад») и Морского вокзала. Экономическая модель проекта еще прорабатывается. Среди потенциальных инвесторов СМИ называли ВТБ и Сбербанк. По данным комитета по развитию туризма, инвестиции в проект на начальном этапе оцениваются в 150 – 180 млн долларов (9 – 13 млрд рублей). При этом Петербург при базовом сценарии вложит в проект около 600 млн рублей. Остальное будет финансировать бизнес. Окупиться вложения должны примерно через десять лет.
Огромный потенциал
По словам Вадима Каширина, первое круизное пассажирское судно для создаваемой властями города судоходной компании планируют приобрести за 120 млн евро к 2019 году. Он также добавил, что судно, которое планируется приобрести, должно быть не старше 15 лет. В первый год оно начнет курсировать между Петербургом и иностранными портами Балтийского моря. В 2020 году в маршрутную сеть добавится порт Пионерский под Калининградом. Лайнер должен будет вмещать около 2,5 тысячи человек, а также коммерческие грузы и личный транспорт пассажиров. Предполагается, что круизный лайнер, имеющий петербургскую прописку, будет перевозить около 50 – 100 тысяч пассажиров в год. Примерно 60 – 70 процентов клиентов составят российские туристы. В перспективе город намерен приобрести в собственность еще несколько судов.
В свою очередь круизные туроператоры отмечают, что подобный проект имеет все шансы на успех. Ведь сегодня внутрироссийский круизный морской продукт представлен только одним кораблем – это «Князь Владимир», курсирующий на Черном море между Сочи и Крымом. А потому у новой отечественной судоходной компании потенциал огромный.