Морской вокзал на фоне намыва
1 категория - Упоминания Пассажирского порта
18 Апреля 2018
Со следующего года пассажирский порт «Морской фасад» сможет принимать грузы, рассчитывают чиновники. Проект его переоборудования на днях прошел экспертизу. Одновременно готовятся к расширению портовой зоны, в результате чего на намыве у Васильевского острова найдется место не только круизным судам, но и паромам. А вот территорию старого Морского вокзала в Гавани, возвращенную недавно городу через суд, обещают отдать под застройку.
Расположенный на намыве у Васильевского острова пассажирский порт Санкт-Петербург принял первый лайнер в 2008 году. В порту семь причалов, из которых по крайней мере два имеют рампы для заезда автомобилей. Это позволяет считать их пригодными для грузоперевозок. Но принимать грузовики нет возможности, поскольку пункты пропуска через границу для этого не оборудованы и, соответственно, у порта нет разрешения на такую деятельность.
Пока не обеспечен подвоз грузов, в порту на намыве швартуются преимущественно круизные лайнеры, рассчитанные на длительные путешествия. Паромам (то есть судам поменьше, ходящим по регулярному расписанию между несколькими городами) возить только пассажиров невыгодно. Поэтому паром «Принцесса Анастасия», связывающий Петербург с Таллином, Хельсинки и Стокгольмом, по-прежнему швартуется в старой гавани - у Морского вокзала, что возле «Ленэкспо».
Как мы уже рассказывали, на сегодня «Принцесса» обслуживает единственную действующую в Петербурге паромную линию. В Смольном хотят запустить еще один паром совместно с Калининградской областью, создав нечто вроде собственного пароходства. Но замысел пока находится на ранней стадии.
Здание Морского вокзала возведено в 1982 году в стиле брутализма и благодаря шпилю-«мачте» внешне напоминает корабль. Несмотря на интересный внешний вид, для туристов комплекс не слишком комфортен. На контроль и посадку нужно идти через стоянку. Интерьеры требуют ремонта. Отсутствуют телетрапы - на борт нужно подниматься по лестнице (в случае «Принцессы Анастасии» - на 4-й этаж). Комплекс с 1998 года находится в долгосрочной аренде АО «Морской вокзал». Фирма давно обещала реконструировать порт, но не похоже, что было сделано что-то существенное.
В минувшем году комитет имущественных отношений обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Морскому вокзалу о расторжении договора аренды и выселении с занимаемых объектов в связи с неуплатой за их использование. В феврале нынешнего года Фемида приняла решение в пользу комитета. По данным системы «Электронное правосудие», предприниматели еще попробуют обжаловать вердикт в апелляционной инстанции. Но договор с ними уже расторгли, отмечали в Смольном.
Как сообщила заместитель председателя комитета Смольного по развитию туризма Нана Гвичия, теперь Морской вокзал организационно будет соединен с портом на намыве. Экономическая модель этого проекта сейчас прорабатывается. Сроки его реализации собираются назвать к концу нынешнего года. Предполагается, что не далее чем через несколько лет Морской вокзал закроют, а взамен расширят порт на намыве.
Что касается освобождаемой территории в Гавани, то ее намерены застроить, рассказала Гвичия. Здесь намерены возвести «объекты развлекательного, делового, коммерческого характера». Может возникнуть вопрос, почему эту застройку курирует комитет по развитию туризма? Ответ прозвучал такой: новостройки помогут «существенно повысить привлекательность Санкт-Петербурга как современного морского порта с широким высококачественным спектром оказываемых услуг».
Сохранится ли здание Морского вокзала, пока неясно. Формально как памятник архитектуры оно не числится (и взято под охрану быть не может, ведь с момента постройки еще не прошло 40 лет, минимально необходимых по закону для обретения охранного статуса). Здесь стоит напомнить, что соседнюю территорию, где расположены павильоны «Ленэкспо», собственник («Экспофорум-интернэшнл») также намерен отдать под застройку. Архитекторы, готовившие предварительные концепции нового квартала на месте выставочного комплекса, Морской вокзал отводили под культурный центр. Впрочем, их фантазии мало что значат, если «Экспофорум» не привлекут в качестве партнера.
Между тем процесс подготовки порта на намыве к приему паромов уже идет. Как сообщили в Глав-госэкспертизе, на сегодня готов проект переоборудования одного из пунктов пропуска автотранспорта в порт и по нему недавно было выдано положительное заключение. Документацией предусмотрено, в частности, увеличение площади КПП, возведение здания досмотра и оформления товаров, а также ограждение территории. «По завершении работ в числе пропускаемых через морской порт видов автотранспорта появятся грузовые, планируемый объем захода которых составит 8,3 тыс. машин в год», - говорится в официальном сообщении ведомства.
Нана Гвичия подчеркнула, что «Морской фасад» должен иметь возможность приема судов с грузами. Это принципиальная позиция Смольного. «Надеемся, что в следующем году такая возможность будет», - сказала «Санкт-Петербургским ведомостям» чиновница.
Паромщики тем не менее ждут расширения порта. «В следующем году, с учетом предварительных заявок круизных судов, к сожалению, мы не можем заходить туда, там просто нет места, поскольку «Морской фасад» полностью загружен», - сказал директор паромного оператора Moby SPL (владеет «Принцессой Анастасией») Сергей Котенев. В нынешнем году число заходов круизных судов в эту гавань существенно увеличится, прогнозирует и руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря» Петр Паринов. Добавим, что, по подсчетам комитета по развитию туризма, число людей, прибывающих в Петербург морем, в минувшем году возросло более чем наполовину.