Бронирования речных круизов в начале навигации-2018 показывают рост турпотока как минимум на 10%. Однако в связи с резким подорожанием топлива этот сезон может оказаться не столь прибыльным для круизных компаний, которые обеспокоены внезапным повышением издержек, но тем не менее не планируют повышать цены на оставшиеся путевки.
РОСТ РЫНКА И ТОПЛИВНЫЙ КРИЗИС
По данным операторов речных круизов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2017 года, количество бронирований речных круизов на летнюю навигацию 2017 года выросло в среднем на 10%. Выросла и глубина продаж – в «Мостурфлоте» отмечают ее увеличение глубины более чем на 20%.
Показательными в этом плане оказались и майские праздники: круизы «Водохода», были загружены на 100%, загрузка двух топовых теплоходов компании «Мостурфлот» в первые дни праздников составила 96-98%, а в «Инфофлоте» также отметили прирост более 5%.
Положительную динамику спроса на речные круизы в этом сезоне омрачает резкое повышение цен на топливо для речных теплоходов. В целом цена на топливо выросла на 30-35% без учёта возвращаемого акциза, что повлияло на всех участников рынка – несмотря на рост турпотока, круизные компании могут остаться если не в минусе, то с существенно меньшей, чем запланированная, прибылью.
«Прошлый сезон мы заканчивали при цене в 37 тыс. р. за тонну топлива, в начале этого года она выросла уже до 48 тыс. р., а к маю – до 55 тыс. р., куда включены 8 тыс. «появившихся» акцизов», – говорит Андрей Михайловский, генеральный директор компании «Инфофлот».
Акцизы компаниям обещают вернуть в конце года, но проблема в том, что сейчас туроператорами уже продано уже 50-70% всего навигационного объёма. У компаний есть обязательства перед клиентами, значит, им надо заправлять теплоходы по возросшей цене и изыскивать на это дополнительные средства.
«Столь серьезное внезапное повышение можно расценивать, как угрозу существованию целого сегмента отраслей въездного и внутреннего туризма», – считает заместитель генерального директора по туризму «Мостурфлот» Светлана Гончарова.
Переложить свои убытки на туристов, повысив стоимость оставшихся турпакетов невозможно, да это, по словам господина Михайловского, было бы настоящей катастрофой для всего круизного рынка. Ситуация осложняется еще и тем, что снижению цен на топливо, препятствуют спекулянты.
В том, что доплачивать туристам за круизы, несмотря на кризис, не придется, а стоимость летних существенно не вырастет, сходятся все участники рынка. Коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин, также заверил, что туроператор выполнит все обязательства перед своими туристами, поскольку всегда «инвестирует значительные средства в закупку топлива задолго до начала навигации для обеспечения стабильной работы флота в ходе круизного сезона».
Тем не менее, говорят туроператоры речного круизного туризма, нынешний «топливный кризис» может сказаться уже на ценах и даже на маршрутной сети в навигации 2019 года.
Подробнее