На крупнейшем в петербургском порту нефтеналивном терминале проводят предпроектные изыскания с целью определения объема инвестиций на реконструкцию его старой части и поиска возможного подрядчика.
Кому достанется экспортный транзит стоимостью до 1,5 миллиарда рублей, каким будет терминал после реконструкции, как влияют на него возврат Крыма и налоговые маневры и как изменится формат работы компании, разбиралась «Фонтанка».
Минус 1,5 миллиарда рублей в год?
Старая часть нефтеперевалочного комплекса ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» занимает примерно половину его площади, которая составляет 32 гектара.
Там располагаются 3 сливные эстакады для железнодорожных цистерн, 1 для автомобильных и 19 резервуаров для хранения темных и светлых нефтепродуктов. Это «входные» мощности терминала. Три железнодорожные эстакады обеспечивают ежемесячный прием до 140 тысяч тонн светлых нефтепродуктов и до 65 тысяч тонн темных. Что составляет примерно 32% и 11% входной способности всего терминала соответственно.
Пропускная способность автомобильной эстакады приближается к 70 тысячам тонн нефтепродуктов в месяц. На территории «новой» части ПНТ аналогичного оборудования нет, но прием нефтепродуктов на автобензовозах – мизер годового оборота терминала.
Топливные резервуары старой части терминала позволяют хранить до 57 тысяч тонн нефтепродуктов, или около 15% общих возможностей хранения нефтепродуктов в ПНТ. На сегодняшний день это самое крупное топливное хранилище на территории Петербурга.
Кроме того, на старой территории терминала находятся 3 отгрузочных причала – 2 для больших морских танкеров и 1 для маленьких бункеровочных. Суммарная пропускная способность причалов старой части ПНТ составляет 63,5 тысячи тонн в месяц - примерно 25% всей «выходной» мощности терминала.
Проще говоря, закрытие старой части комплекса на реконструкцию повлечет сокращение приема и отгрузки нефтепродуктов примерно на четверть, уменьшение объема хранения где-то на 15%.
В ценах сегодняшнего дня убыток от такого спада грузооборота можно приблизительно оценить в полмиллиарда рублей в год – четверть от 12 миллионов тонн в год составляет 3 миллиона тонн, что соответствует годовому обороту в 24 миллиона долларов (без учета НДС) или в 1,5 миллиарда рублей. Впрочем, на терминале рассчитывают потерять на период реконструкции не более 700 000 тонн перевалки в год.
Обсуждаемая сейчас в кабинетах первых лиц предприятия тема о реконструкции старой части комплекса не имеет пока ни одной окончательной цифры и ни одного полноценно принятого решения.
Исключение составляет лишь генеральная линия: эксплуатирующийся с 1960 года в качестве бункеровочной базы Балтийского морского пароходства производственный комплекс необходимо реконструировать – и чем быстрее, тем лучше. Все действия, которые в новой части терминала осуществляет диспетчер путем нажатия кнопок, там совершают 10 человек дежурной бригады руками.
Отдельная интрига – стоимость предстоящей реконструкции. На самом ПНТ об этом не хотят говорить даже конфиденциально, а опрошенные «Фонтанкой» эксперты без четкого описания запланированных работ от оценок тоже воздержались. Впрочем, понять объемы грядущих работ позволяет комментарий президента Нефтяного клуба Олега Ашихмина
– Реконструкция только одного резервуара стоит от 45 миллионов рублей, – сказал он.
Соответственно, только обновление резервуаров на старой части терминала потребует 1 миллиарда. Но вопрос не только о масштабе затрат.
Подробнее