Федеральная антимонопольная служба подготовила законопроект, который лишает большинство стивидоров статуса естественных монополистов.
Участники рынка и эксперты считают, что монополистами стивидоры де-факто давно уже не являются, но такой закон им нравится. Он сэкономит силы и время, которые тратятся сейчас на оформление формальностей, и позволит устанавливать тарифы без оглядки на антимонопольное ведомство. Впрочем, есть мнение, что вступление нового закона в силу спровоцирует информационную блокаду в этом секторе бизнеса.
Монополия, которой давно нет
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу Федерального закона «О естественных монополиях» предусматривает исключение из списка естественных монополий морских стивидоров – компаний, обеспечивающих перевалку грузов в портах.
Выступивший на днях на коллегии Федеральной антимонопольной службы в Красной Поляне глава ведомства Игорь Артемьев заявил, что статус естественных монополистов сохранят только стивидоры, работающие в северных портах, и те, кто занимается перевалкой нефти и газа, поставляемых им по трубопроводам. Петербург и Ленинградская область – это регионы, где сосредоточены десятки крупных стивидорных компаний, переваливающих грузы в Большом порту Санкт-Петербург, порту Усть-Луга и более мелких портах – Приморск, Высоцк и Выборг. Поэтому наш регион этот законопроект, став законом, затронет больше остальных. Тем более что Игорь Артемьев пообещал обретение им статуса закона до конца текущего года.
На что же он повлияет? Самый главный ответ на такой вопрос касается тарифов на перевалку грузов. Ведь именно тарифное регулирование является одним из способов контроля естественных монополистов со стороны ФАС. И именно тарифный скандал потряс стивидорное сообщество в 2017 году, когда антимонопольное ведомство обвинило одного из крупнейших в стране операторов по обработке морских грузов Группу Global Ports в искусственном завышении тарифов у ее стивидорных компаний. В Петербурге это «Петролеспорт», «Первый контейнерный терминал» и «Моби Дик», в Ленинградской области – «Усть-Лужский контейнерный терминал». Тот конфликт закончился мировым соглашением, но стивидорам Global Ports пришлось-таки уменьшить тарифы. Теперь они неконтролируемо взлетят?
– Ни в коем случае. Global Ports увеличил тогда свои тарифы в условиях загрузки терминалов примерно на 40%. Это их право, их решение. Все недовольные могли перейти в порт Бронка, где роста тарифов не наблюдалось, – и рыночные отношения тут очевидны, потому что в Бронке работает стивидор «Феникс», который никакого отношения к Global Ports не имеет, – считает директор по направлению «Логистика и аналитика» ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин.
Подробнее