Внутренний водный транспорт (ВВТ) - самый энергоэффективный, безопасный, экологичный, и в ряде регионов не имеющий альтернативы.Тем не менее, речникам снова и снова приходится сталкиваться со все новыми вызовами.
Проблемы развития речного судоходства и обновления флота регулярно поднимаются на самых различных площадках, эти вопросы неоднократно выносились на уровень Президента страны, но стабильного прогресса пока нет.
Период маловодья на Волге в 2010-2015 годах и на Дону немногим позднее – в 2013-2015гг привел к снижению привлекательности речного флота для грузовых и пассажирских перевозок. Судовладельцы из-за отсутствия необходимых глубин были вынуждены паузить грузовые суда (перегружать часть груза, уменьшив осадку судна, проходить лимитирующие участки или томиться в ожидании «волны» попуска воды с расположенных выше по течению водохранилищ), а владельцы круизных теплоходов пересаживали туристов на автобусы для выполнения ранее запланированной береговой экскурсионной программы, вносить изменения в маршруты движения судов.
Маловодность обострила многолетние проблемы речников и, по инициативе судоходного сообщества, в августе 2016 год Президентом страны было проведено заседание президиума Государственного Совета Российской Федерации, по итогам которого были даны поручения, направленные на исправление ситуации.
Отрадно отметить, что началась реализация проектов по строительству низконапорных гидроузлов на Волге (Нижегородский гидроузел) и на Дону (Багаевский гидроузел),ввод в эксплуатацию которых позволит улучшить условия судоходства на Единой глубоководной системе европейской части нашей страны.
К сожалению, выполнение части поручений Президента носит отложенный характер. Однократное выделение дополнительных средств федерального бюджета позволило несколько улучшить ситуацию с проведением путевых работ и техническим состоянием судоходных гидротехнических сооружений, однако останавливаться на этом не следует. Необходимо довести финансирование текущего содержания водных артерий страны до 100-процентного по нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Невыполнение работ по поддержанию речной инфраструктуры приведет к дальнейшему снижению объемов навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов, к снижению объемов путевых и дноуглубительных работ, а также к невыполнению своевременного ремонта судоходных гидротехнических сооружений.
Как следствие, произойдет снижение производственных показателей по загрузке флота. Продолжительность рейсооборота и себестоимости перевозки грузов возрастут, снизится качество предоставляемых услуг при осуществлении круизного судоходства, а также сократится работа флота в рамках «Северного завоза». Вследствие этого произойдет дальнейший отток грузовой базы на железные и автомобильные дороги с увеличением нагрузки на них в летний «пиковый» период.
Подробнее