Каким курсом пойдет российский флот?
19 Апреля 2019
Ежегодно российские порты переваливают все больше и больше грузов внешней торговли. По итогам прошлого года грузооборот морских портов составил 816,5 млн тонн, из них 623 млн тонн—это экспорт и импорт. Почему же доля судов под российским флагом в этих перевозках остается крайне незначительной? Есть ли у российских судовладельцев шанс занять достойное место на этом рынке? Восстановит ли речной транспорт свои позиции? По мнению Российской палаты судоходства, исправить ситуацию может грамотная сбалансированная государственная политика.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции по увеличению тоннажа морских судов под российским флагом, сокращению их среднего возраста и устойчивого роста грузооборота морских портов России, доля судов под российским флагом в перевозках российских внешнеторговых грузов продолжает сокращаться. По экспертным оценкам, из-за роста зависимости от импорта морских транспортных услуг ежегодно российская экономика недополучает свыше 13 млрд долларов США.
Президентом страны поставлена задача—обеспечить к 2024 г. перевозки по Северному морскому пути в размере 80 млн тонн. Для освоения перспективного грузопотока в Арктике на период до 2030 года необходимо построить ориентировочно 90 новых судов, в том числе 32 газовоза для перевозки СПГ (с учетом 15 заказанных), 20 танкеров для перевозки сырой нефти, 8 танкеров для перевозки газового конденсата, 6 балкеров для вывоза угля и др.
Если все или большая часть этих судов будет построена и зарегистрирована под флаг России, то доля в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов будет существенно увеличена.
Под флагом Российской Федерации к началу 2019 года работают суда, совокупный дедвейт которых превышает 7 млн тонн. Причем с 2011 года данный показатель демонстрирует положительную динамику. «Если бы не действие законов о поддержке судостроения и судоходства, а также законодательства, направленного на создание Российского международного реестра судов, к настоящему моменту совокупный дедвейт морского флота под российским флагом был бы на 3 млн тонн меньше», — считает президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.
Подробнее