«Астра марин» запустит первые в Санкт-Петербурге катера на электродвигателях
26 Июня 2019
Группа компаний «Астра марин» в навигацию 2019 года намерена запустить в Санкт-Петербурге два-три маломерных судна — катера «Каракатица», которые вместо двигателя внутреннего сгорания, работающего на дизельном топливе, будут оборудованы электродвигателем. Об этом, как передал корреспондент ИАА «ПортНьюс», 25 июня 2019 года на встрече с журналистами заявил гендиректор компании Андрей Кузнецов.
По его словам, катера на электродвигателях будут первым в городе экологически чистым видом речного транспорта, поскольку в отличие от дизельных двигателей они не будут загрязнять реки и каналы маслом и нефтепродуктами. Отметим, что до сих пор в Санкт-Петербурге никто не использовал электродвигатели в речных перевозках.
Предполагается, что заряда батарей будет хватать на 2 часа хода, хотя маршрут, по которому они будут ходить (Фонтанка, Крюков канал, Канал Грибоедова, Нева), занимает около часа. Перед проектировщиками, которые в настоящее время занимаются разработкой судна, стоит задача, чтобы полностью разряженные батареи можно было до конца зарядить в течение 15 минут. Один из сотрудников «Астра марин» направлен в Амстердам для изучения технологий использования электродвигателей в судах.
«Каракатица» с электродвигателем, согласно ожиданиям Кузнецова, будет стоить примерно на 25% дороже такого же судна с дизельным двигателем. Два таких дизельных катера компания купила недавно, и они уже перевозят пассажиров, каждый из них обошелся перевозчику в 2 млн руб., из которых 600 тыс. руб. стоил сам катер, 700 тыс. — двигатель, а остальные расходы пришлись на приведение судна в соответствие с требованиями Российского Речного Регистра.
Для реализации этого проекта в ходе ПМЭФ-2019 «Астра марин» заключила соглашение с «Агентством водного транспорта» (структура комитета по транспорту Петербурга) и «МТ-групп» (группа компаний «Морская техника»). Как следует из текста соглашения, «Агентство водного транспорта» должно будет создать «стабильно функционирующую причальную инфраструктуру, приспособленную для приема и обслуживания пассажирских судов», работающих на электродвигателях.
По словам Кузнецова, в частности, агентство должно будет подвести к причалам электросети напряжением 60 вольт, которые будут необходимы для подзарядки батарей катеров. Пока не известно, о каких причалах идет речь, но прежде всего такие сети должны будут появиться на принадлежащем «Астра марин» причале «Музей Фаберже», расположенном у Шуваловского дворца на набережной Фонтанки, 21.
Вместе с тем «Астра марин» хочет начать использовать электродвигатели в судах большей вместимости («Каракатицы» вмещают 12 человек). К примеру, компания намерена закупить (по планам, к навигации 2021 года) как минимум один теплоход «Пальмира» вместимостью 88 человек, который будет оборудован электродвигателем. Сейчас у перевозчика два теплохода «Пальмира», каждый из которых работает на дизельном топливе и имеет раздвижную крышу. Они были разработаны самой компанией и построены в 2013 году.
Дизельные «Пальмиры» стоят по 25 млн руб. Аналогичные суда на электродвигателях будут стоить около 30 млн, сказал Кузнецов.
Группа компаний «Астра марин» принадлежащими ей 24 судами перевезла в 2018 году около 600 тыс. человек, средняя стоимость билета составила 590 руб. Перевозчики, входящие в Ассоциацию владельцев пассажирских судов (на членов которых приходится 83-85% всех пассажирских судов Петербурга), по данным ассоциации, перевезли в 2018 году около 3 млн человек. Реальный пассажиропоток в 2018 году, по оценкам Андрея Кузнецова, с учетом перевозчиков, не входящих в состав ассоциации, составил около 7 млн человек. Разница в оценках количества перевезенных пассажиров заключается в том, что некоторые перевозчики занижают свои показатели, считает Кузнецов.