Эксперт: гражданскому судостроению в России нужно решить проблемы дефицита мощностей и кадров
23 Декабря 2019
Несмотря на громкие заявления отдельных лиц, отечественное судостроение находится в стагнации, считает председатель правления Отраслевой судостроительной ассоциации (ОСА) Сергей Коновалов. Он рассказал журналу «Морской флот» о двух основных проблемах отрасли и путях решения.
Высокий уровень физического и морального износа основных фондов
По оценке Министерства промышленности и торговли РФ, уровень износа основных фондов на судостроительных предприятиях и на предприятиях-смежниках превышает 70%. При этом доля устаревшего оборудования (возраст более 20 лет) в станочном парке превышает 65%. В результате практически все более или менее сложное судовое комплектующее оборудование сейчас импортируется.
«Как бы это крамольно ни звучало, но если верфь параллельно строит фрегаты и рыболовные траулеры, то их себестоимость будет сопоставима. По крайней мере, в части общих элементов – корпуса, трубопроводов. Для того чтобы выходить на принципиальное снижение удельной трудоемкости строительства, необходимы новые заводы, - отмечает Коновалов. - И строительство этих новых современных верфей должно финансировать государство или госкомпании, так как частных инвесторов, желающих это сделать без господдержки, в России не оказалось».
Однако, в госпрограмме «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.» упор делается на развитие судостроительной науки, формирование опережающего научно-технического задела. Из объема бюджетных ассигнований по госпрограмме в размере более 337 млрд рублей на эти цели предполагается использовать 261 млрд рублей (77%), на строительство и техперевооружение предприятий – только 27 млрд рублей (8%).
«Очевидно, что делать ставку на опережающий научно-технический задел бессмысленно при неразвитых производственных фондах. Соответственно, необходимо перераспределить финансирование, предусматриваемое в госпрограмме от науки в сторону производства, причем кардинальным образом», - подчеркнул эксперт.
Подробнее