Использование мазута упадет вдвое, блендированное топливо резко подорожает, а будущее – за СПГ
23 Ноября 2018
На отраслевой конференции в рамках прошедшей в Москве Недели транспорта замминистра энергетики Павел Сорокин поделился своим представлением том, на каком топливе будут ходить российские суда, и каковы топливные тенденции на мировом рынке судоходства.
Как отметил Сорокин, в будущем никогда нет одного вектора – всегда есть выбор. «Мы сейчас находимся на некой развилке. Хотя скорее это не развилка, а два трека. Это переход на топливо с более низким содержанием серы (с 2021 года) и более масштабное использование СПГ как бункеровочного топлива», - пояснил Сорокин.
И тот, и другой трек будут жить, выразил уверенность замминистра энергетики. Потому что с точки зрения понижения сернистости топлива уже ничего не сделаешь – все конвенции подписаны.
«Если сейчас посмотреть на рынок бункеровки в России – это 13 млн тонн. Из них 10 млн тонн – это мазут. И большая часть производителей уже имеет возможность производить низкосернистое топливо судовое. Часть будут блендировать. То есть, создать установки по блендированию гораздо проще, чем полностью переориентировать производство, - продолжает Павел Сокрокин. - Но в целом мы думаем, что использование мазута упадет примерно в два раза. А стоимость блендированного топлива с низким содержанием серы резко вырастет. Как это будет реально администрироваться - время покажет. Но я думаю, что проблем именно с этим не возникнет».
Чтобы создать дополнительный стимул, чтобы заводы стремились к тому, чтобы соответствовать этой регуляторике, в рамках налогового маневра, который с 1 января заработает, предусматриваются доплаты, рассказал замглавы Минэнерго. Небольшая премия на каждую тонну произведенного судового топлива с низким содержанием серы. И в Балтийском бассейне, и на Дальнем Востоке. Причем, на Дальнем Востоке эта доплата будет больше. Потому что там требуются дополнительные вложения.
«Что касается СПГ-бункеровки, я думаю, что за этим будущее. Потому что, во-первых, это экологично, во-вторых, газ доступен в очень большом объеме в мире. И по мере развития инфраструктуры, это, естественно, будет все более популярным видом бункеровки, - отмечает при этом Сорокин. - Здесь мы думаем, что возможны дополнительные усилия в России. Будем изучать сейчас, какие дополнительные меры нужны, чтобы ответ бизнеса развивался. Потому что в текущем формате где-то 1,5-2 млн тонн бункеровки СПГ будет в России через 15-17 лет. Естественно, потенциал гораздо больше».
«Во-первых, если мы создадим привлекательные условия – потому что газа у нас много. У нас избыток производственных мощностей только сейчас, в моменте, больше 100 млрд кубов. И если мы это сможем монетизировать, создав более привлекательные условия, чем у иностранцев, за счет наличия сырья, то я думаю, что мы эту цифру сможем существенно увеличить. Возможно даже больше, чем в два раза», - продолжает замминистра.
По его мнению, для этого нужно выделять дополнительные целевые субсидии, упрощать регуляторику, чтобы у иностранцев был резон заходить в наши порты. Чтобы эти дополнительные судозаходы давали деньги портам.
«Нам для этого надо создать «морковку». И эта «морковка» – в том, чтобы минимизировать чрезмерное регулирование. Чтобы иностранное судно могло зайти в порт, очень просто заправиться и уйти, не неся каких-то дополнительных издержек», - поясняет Павел Сорокин.
Завершая выступление, он подчеркнул, что дефицита топлива не будет. То есть, наши производители с этим справятся. И те меры, которые правительство сейчас принимает, уже эффективны. «Думаю, мы можем двигаться быстрее. И потенциал здесь существует, и риски минимальны», - заключил Павел Сорокин.