Коронакризис может заставить государство спасать «Аэрофлот». Помимо убытков от основной деятельности, в этом году авиакомпания может недосчитаться десятков миллиардов роялти, которые получает от иностранных авиакомпаний за полеты над Россией по транссибирскому маршруту.
По данным Reuters, в правительстве уже подготовили план выкупа новых акций, которая должна спасти терпящий убытки «Аэрофлот». Объем допэмиссии в деньгах составит 80 млрд рублей, предполагается, что бумаги на 50 млрд выкупит государство, остальные – ВТБ и РФПИ, которые вложат по 15 млрд рублей.
Капитализация «Аэрофлота» на Московской бирже вчера составляла 94 млрд рублей. Если предположить, что сделка пройдет по рыночной стоимости, это значит, что доля государства в авиакомпании должна вырасти с 51% как минимум до 75%.
Пассажиропоток «Аэрофлота» в мае снизился на 93,1%. Годовое падение за 2020 год источник «Коммерсанта» в компании оценивает в 50%. Наибольшее сокращение – на самых прибыльных для авиакомпаний международных регулярных рейсах, большую часть которых выполняет «Аэрофлот».
До сих пор правительство выделило всем российским авиакомпаниям 23,4 млрд субсидий для компенсации убытков из-за коронавируса. На группу «Аэрофлот», включая «Победу», «Россию» и «Аврору», из этих денег пришлось около 8 млрд рублей. Прямые убытки российских авиакомпаний в 2020 году консалтинговая компания Bain оценила в 275–330 млрд рублей.
Убытки «Аэрофлота» за время коронакризиса еще предстоит оценить. В первом квартале 2020 года чистый убыток авиакомпании по МСФО вырос на 42,8%, до 22,48 млрд рублей, выручка снизилась на 10,2%, до 123,9 млрд рублей. Второй квартал, который станет самым провальным, еще не закончен. Но оценить положение компании можно по быстрому росту ее долговой нагрузки, за счет которого «Аэрофлот» покрывал кассовый разрыв. За первый квартал 2020 года чистый долг без учета лизинговых платежей вырос втрое – с 15,8 до 46,4 млрд рублей. Аналитики «БКС Глобал маркетс» считают, что «Аэрофлоту» придется привлечь 60 млрд рублей нового долга, а соотношение долг/EBITDA, которое уже сейчас составляет тревожные 4,4, достигнет 10 – с такими показателями без масштабной господдержки не живут.
Подробнее