Во второй половине 2020 года принят ФЗ-248 о государственном надзоре, который вступит в силу 1 июля 2021 года. Новый закон расширяет зону ответственности Ространснадзора, повышает роль прокуратуры и смещает формат работы в цифровую среду. Как передает корреспондент
ИАА «ПортНьюс», об этих и других изменениях рассказал помощник руководителя Ространснадзора Владимир Черток, выступивший на Транспортной неделе-2020.
По словам докладчика, новый закон расширяет область объектов надзора. Помимо транспортной инфраструктуры и транспортных средств сюда включены подразделения транспортной безопасности, аттестационные организации и профильные учебные заведения.
Существенной новацией стала информационная реформа в системе транспортной безопасности. Основной акцент будет сделан на платформу ЕГИС ОТБ, которая обеспечит взаимодействие со всеми участниками процесса.
Изменится порядок судебных разбирательств: если раньше субъект мог обжаловать выданное предписание непосредственно в суде, то теперь до суда нужно будет в обязательном порядке обратиться в соответствующий надзорный орган.
Концепция нового закона предполагает переход на систему самообследования, когда субъект самостоятельно проводит оценку соответствия требованиям и фиксирует результат в личном кабинете на сайте Ространснадзора. В свою очередь надзорный орган должен обеспечить систему консультирования субъектов. В целом задачей надзора становится не наказание, а мониторинг систем, профилактика, основанная на взаимодействии в электронном формате.
Впервые в законе появилось такое направление как стимулирование добросовестности субъектов надзора, к такой категории будет применяться более лояльный подход. В то же время за ложную информацию от недобросовестных участников рынка предусмотрено право Ространснадзора требовать возмещение ущерба.
Также новый закон предусматривает усиление дистанционного контроля за каждым объектом и транспортным средством. Базовой точкой для всех объектов транспортной инфраструктуры и субъектов будут центры управления транспортной безопасностью, уже действующие на крупных предприятиях. Согласно новым требованиям, центры будут наделены новыми функциями, связанными с усилением ответственности за передачу данных как внутри предприятия, так и во внешние системы. Таким образом, будет сформирована структура информационного обмена между субъектами и контролирующими органами.
Некоторые изменения коснулись порядка проведения рейдовых осмотров, теперь они могут иметь территориальный характер, когда на выбранной территории могут быть одновременно проверены все объекты инфраструктуры, относящиеся к разным видам транспорта.