Одобрены новые требования, направленные на снижение выбросов парниковых газов в международном судоходстве
23 Ноября 2020
Прошедшая с 16 по 20 ноября в режиме видеоконференции 75-я сессия Комитета по защите морской среды ИМО собрала более 1200 представителей делегаций свыше 100 государств, включая межведомственную делегацию Российской Федерации.
Основным вопросом стало обсуждение проекта краткосрочных мер по снижению выбросов парниковых газов в международном судоходстве – поправок к Конвенции МАРПОЛ. Эти поправки разрабатывались с 2019 года в рамках стратегии ИМО – программного документа, содержащего цели, уровень амбиций, планы и конкретные шаги, которые должны быть предприняты судоходной отраслью в контексте реагирования на климатические изменения.
По результатам переговоров Комитет одобрил пакет краткосрочных мер технического и эксплуатационного характера. Поправки предполагают введение с 1 января 2023 года новых требований энергоэффективности для морских судов, эксплуатирующихся за пределами национальных вод. Суда должны будут обеспечить соответствие установленным показателям энергоэффективности, а также ежегодно понижать показатель углеродной интенсивности. Судам будет ежегодно присваиваться рейтинг в зависимости от достигнутых показателей. При получении низких рейтингов судну необходимо будет разработать и выполнить план действий по его улучшению.
Одобренный пакет мер стал результатом компромисса между государствами-сторонниками радикальных действий, направленных на декарбонизацию судоходной отрасли, а также государствами, выступавшими за более взвешенный и гибкий подход, учитывающий важную роль международного судоходства в обеспечении мировой торговли и в необходимости обеспечения бесперебойного функционирования поставок при достижении возможных экологических результатов.
Далее предстоит подготовка необходимых рекомендательных документов ИМО, разъясняющих процедуры и механизм будущих требований, призванных облегчить государствам их применение на практике. Также в ближайшее время под эгидой ИМО будет проведена комплексная оценка одобренных мер с целью определения возможных негативных последствий и поиска способов их минимизации. Окончательное принятие поправок предполагается летом 2021 года.
Российская делегация принимала участие в работе на всех этапах подготовки проекта. В одобренном Комитетом тексте учтен ряд российских предложений, например, необходимость исключить суда высоких ледовых классов из области распространения будущих требований по энергоэффективности.
Российская Федерация последовательно выступала за необходимость поиска баланса между экологическими амбициями и реальными возможностями отрасли, опору на проверенные научно-технические данные при формулировании требований в области снижения выбросов парниковых газов с судов, необходимость ухода от завышенных обязательств в пользу обеспечения бесперебойного функционирования отрасли.
Еще одним значимым для России итогом 75-й сессии Комитета по защите морской среды стало одобрение поправок к приложению 1 Конвенции МАРПОЛ с запретом на использование тяжелых сортов судового топлива (мазута) на судах в Арктике. Первоначально запланированное с 2022 года применение запрета перенесено на 1 июля 2024 года. При этом запрет не будет распространяться на государственные и военные суда, суда, обеспечивающие безопасность других судов, участвующие в поисково-спасательных операциях, а также предназначенные для ликвидации разливов нефти. Отсрочка до 1 июля 2029 года будет дана для всех судов, имеющих конструктивную защиту топливных танков в соответствии с требованиями Конвенции МАРПОЛ и Полярного кодекса. Также прибрежные арктические государства будут иметь право вплоть до 1 июля 2029 года освобождать от применения запрета суда под своим флагом в водах под своим суверенитетом или юрисдикцией при соблюдении рекомендаций ИМО по снижению рисков разлива топлива.
Позиция российской стороны на заседаниях профильных рабочих органов ИМО позволила согласовать гибкий по сравнению с первоначальными предложениями график введения запрета на тяжелое топливо. Российская делегация последовательно выступала за необходимость учета социально-экономических особенностей Арктики, в первую очередь – интересов населения Арктической зоны, которое зависит от сезонных поставок товаров, преимущественно завозимых морем. Переход с тяжелого на другие виды судового топлива может быть сопряжен с увеличением себестоимости сезонно завозимых товаров. Позиция Российской Федерации подкреплена комплексом национальных мер по развитию инфраструктуры Северного морского пути, обновления ледокольного флота. Эти меры позволяют обеспечивать необходимый уровень безопасности мореплавания и защиты морской среды в Арктике.