Порт Клайпеды ожидают большие перемены
3 категория - Порты Балтийского моря
10 Июля 2017
Амбициозная концепция общего плана развития Клайпедского порта, которую подготовила его дирекция, уже одобрена Министерством сообщений
ВИЛЬНЮС, 09 июл — Sputnik. Клайпедский государственный морской порт и в нынешнем году продолжает занимать лидирующие позиции среди портов стран Балтии.
Конечно, не так просто заслужить высокие показатели, однако еще сложнее удержаться на вершине. Именно на это нацелена амбициозная концепция общего плана развития Клайпедского порта, которую подготовила его дирекция, сообщает "Литовский курьер".
Основным в этой компании является строительство глубоководного аванпорта, план которого уже одобрен Министерством сообщений и будет утвержден в конце года, если его одобрит Клайпедский городской совет.
Согласно этому плану к 2025 году береговая часть Клайпедского порта должна увеличиться с 552,46 гектаров до 1098,46 гектаров, грузооборот с 40,14 миллионов тонн в 2016 году до 78,20 миллионов тонн.
Доходы планируется увеличить с 712 миллионов евро до 1389 миллионов евро, а рабочие места в порту и связанных с ним предприятиях с 58 тысяч до 88 тысяч человек.
Грузовые обороты развиваются
Оживление грузопотоков обычно происходит с началом осени, но и зимне-весенний период не разочаровал портовиков. За пять месяцев получено доходов 23,9 миллионов евро (рост 3%), перегружено 17 231 522 тонны различных грузов, что на 3,1% больше того же прошлогоднего периода.
Рост достигнут за счет насыпных грузов (7,87 миллионов тонн, рост 26,8%), тогда как по наливным и генеральным грузам наблюдается спад – минус 17,4% и минус 3,8% соответственно.
Лидером в порту является универсальная компания KLASCO (рост 14,5%), на втором месте терминал Birių krovinių krova (+36,8%), работающий с белорусскими грузами
Круизный терминал в разработке
Долгосрочным проектом назвал директор порта Арвидас Вайткус идею построить в районе бывшего предприятия "Лайвите" второй круизный терминал.
Он отметил, что на Балтике круизное судоходство ежегодно растет на 6%, в Клайпеде – еще быстрее: если в прошлом году порт принял 52 круизных лайнера и 65 тысяч морских туристов, то в этом сезоне будет 64 лайнера и 85 тысяч туристов.
Желающих посетить литовское взморье было бы еще больше, отметил директор, но на данный момент круизные суда некуда разместить.
Он также добавил, что когда 15 лет назад строили нынешний круизный терминал длиной 350 метров с внешней и 130 метров с внутренней стороны, казалось, что этого вполне хватит, да еще и кораблям ВМФ Литвы останется, но теперь он стал тесен.
Согласно проекту, новый круизный терминал в районе имеющегося 26-го причала бывшего "Лайвите" должен быть длиной около 330 метров, чтобы принимать по два-три судна одновременно.
Терминал также будет иметь хорошую коммуникацию с Палангским шоссе. Планируется также, что причал терминала будет своего рода буфером, закрывающим часть "ковша" у 26-го причала, и обеспечит безопасность стоящих там судов, а также паромов через залив, страдающих от сильного подводного течения в этом месте.
Морской бизнес-центр
На территории рядом с будущим круизным терминалом дирекция хочет построить для себя административное здание, в котором все больше нуждается. Подсчитано, что реконструкция нынешнего здания дирекции обошлась бы на 30% дороже, чем возведение нового.
Вообще, считают в дирекции, это место в центре города и у залива идеально подошло бы для создания здесь морского бизнес-центра. Дирекция, кстати, предложила и городскому самоуправлению построить тут здание для себя. Этот проект, о котором так долго говорили в дирекции, сейчас обретает реальность.
Разработка архитектурно-урбанистической концепции заказана компании Arches, территориальное планирование и оценку воздействия на окружающую среду осуществит Sweco Lietuva.
Литва не торопится бороться с конкурентами
Через два-три года должен быть углублен судоходный канал вплоть до компании "Клайпедос Смяльте".
Кроме того в ближайших планах также перестройка морских ворот порта, что позволит принимать трансокеанские суда длиной 400 метров. Этот проект частично субсидируется из фондов ЕС и должен быть завершен в 2020 году.
Однако этого недостаточно, чтобы сохранить в перспективе высокие конкурентные качества. Анализ общемировых тенденций развития морских перевозок показывает, что будущее – за портами, имеющими мощные контейнерные терминалы и способными принимать трансконтинентальные суда.
Еще одна тенденция – перенос грузовых терминалов из города в открытое море, и Клайпедскому порту, который скоро исчерпает свои мощности, тоже не обойтись без глубоководного аванпорта.
Как рассказал директор по инфраструктуре дирекции порта Видмантас Паукште, сопровождая литовских журналистов при осмотре польского порта в Гданьске, через пять-семь лет Литва тоже могла бы иметь свой аванпорт и принимать трансконтинентальные суда, но литовцы еще должны понять, что это несет большую выгоду как стране, так и городу.
Он отметил, что дискуссии о развитии порта ведутся уже второй десяток лет, а в это время такие суда плывут в Гданьск, минуя Клайпеду.
Так, представленный Клайпедскому городскому совету общий план развития порта депутаты не нашли времени обсудить в июне, а отложили на июль. Но пока общий план не утвержден, бессмысленно обращаться в Евросоюз за финансированием.