Полтора года назад 15 августа 2016 года на судостроительном заводе "Лотос" состоялась торжественная церемония закладки нового пассажирского лайнера проекта PV300VD "Петр Великий" для компании "Мостурфлот". Старт строительству корабля по видеосвязи дал лично президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета по развитию внутренних водных путей в Волгограде.
В августе 2017 года делегация "Корабела" посетила завод "Лотос", ознакомилась с ходом строительства работ. Тогда у многих людей, даже причастных к реализации этого проекта, возникали сомнения в выполнении сроков строительства. В середине марта уже этого года президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов рассказал, что отставание по строительству круизного лайнера проекта PV300VD на судостроительном заводе "Лотос" составляет три месяца.
"При этом существует программа, которая позволит нагнать это отставание. Наше большое желание – подготовить этот лайнер к сдаче к навигации 2019 года", – рассказал тогда Алексей Львович. В начале апреля мы решили узнать видение ситуации заказчиком судна – ОАО "Московское речное пароходство": как оно смотрит на такое отставание, удовлетворен ли заказчик самим проектом и работой завода "Лотос", кто будет выполнять работы по обстройке судна? На вопросы "Корабела" ответил генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов.
Как вы оцениваете круизный рынок в России? Какие в нем проблемы, как вы видите их ре- шение? И вообще в чем плюс российского круизного рынка по сравнению с европейским?
– Последние 10 лет европейский круизный рынок очень динамично развивался, строились по 20-30 судов в год. Клиентами на них являются как сами европейцы, так и граждане США, Австралии, Японии. Основные туристы – это состоятельные люди в возрасте, которые хотят очень комфортно посмотреть на мир. Таких людей в мире все больше, во всяком случае среди европейцев, американцев и австралийцев. На круизном рынке есть свои проблемы.
Первая – это визовые ограничения. Если во всей Европе для американцев, австралийцев и для самих европейцев никаких виз между странами нету, для россиян они есть. И наоборот. Соответственно для въезда европейских граждан в РФ нужно получать визу, и это препятствует увеличению турпотока. При этом виза достаточно дорогая. Второе основное препят- ствие – это сезонность. В Европе активный сезон идет с марта по ноябрь, у нас он значительно короче.
При этом наши суда сложнее и дороже, чем европейские. В силу даже того, что на пути между Москвой и Санкт-Петербургом находятся не только реки и каналы, но и два озера, фактически море. Поэтому и требования к судам, которые проходят эти озера, выше. Плюс у нас не так давно появился серьезный конкурент – это "Морской фасад" в Санкт-Петербурге. Большой поток иностранных туристов переориентировался на него. Туда заходят комфортабельные лайнеры, часто на 2-3 дня. И в рамках этого пребывания туристы успевают съездить в Москву на поезде и таким образом поставить в своем жизненном дневнике галочку, что в России они побывали. По уровню комфортабельности теплоходов мы этому конкуренту проигрываем. Но все равно у нас есть свой сегмент туристов, и если политическая ситуация в стране будет стабильная, то этот поток будет увеличиваться.
Подробнее