Сезон навигации на Волго–Балтийском водном пути открыт. Пока некоторые игроки развивают новые виды деятельности, другие пытаются выбраться из долговой ямы. "ДП" изучил, чего ждать от Волго–Балта в этом году и как ремонт шлюзов на Волге спасет речные перевозки на Северо–Западе.
К началу навигации 2018 года компании отрасли подошли в очень неравных условиях. Кому–то удается инвестировать серьезные деньги в новые проекты и расширение бизнеса. Кто–то бьется в корпоративных конфликтах, из–за которых в большом минусе оказываются клиенты. Однако все отмечают, что потенциал роста есть у всех.
Широка река
Навигация по Волго–Балтийскому водному пути в этом году стартовала 30 апреля. Как рассказали в ФБУ "Администрация "Волго–Балт", ключевые грузоперевозчики остаются прежними. В этом году, как и ранее, ведутся работы по расширению каналов, а также производится ремонт причалов.
Согласно данным Росморречфлота, уже в I квартале 2018 года объем перевозки грузов на внутреннем водном транспорте в Северо–Западном федеральном округе составил 745,4 тыс. т, что на 11,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Львиная доля погрузки приходится на Вологодскую область, где берет начало Волго–Балтийский водный путь. Однако основной поток грузов только начинается.
В целом по всей стране объем речных перевозок неуклонно падает с 2012 года. Хотя в прошлом году негативный тренд почти сошел на нет. Было перевезено 138,2 млн т — примерно столько же, сколько в 2016 году. А, к примеру, в Нижегородской области, где расположены крупные предприятия — отправители перевозимых по Волго–Балту грузов, объем перевозок в 2017 году вырос на треть: 7,3 млн т против 5,5 млн т годом ранее.
Ранее первый замруководителя "Администрации "Волго–Балт" Аркадий Биргер сообщал в СМИ, что общий поток грузовых судов по трассам Волго–Балта по итогам навигации 2018 года вырастет на 100 судов по сравнению с показателем предыдущего года — приблизительно до 3625 единиц и, соответственно, также ожидается незначительный рост грузопотока. В 2017 году он составил 16,6 млн т.
Федеральные власти ожидают, что при реализации инновационного сценария развития экономики этот показатель может вырасти к 2030 году до 242,2 млн т, об этом говорится в Стратегии развития внутреннего водного транспорта России. Глава Росморречфлота Виктор Олерский в недавнем интервью заявил, что основная задача на данный момент — "подготовить бескомпромиссный транспортный баланс" между различными видами транспорта. Но сами грузоперевозчики рынка полагают, что без помощи государства объем перевозок речным транспортом не нарастить.
Подробнее