Что помешает Росморпорту стать мегастивидором?
25 Декабря 2018
Российские стивидоры с некоторой тревогой ожидают акционирования Росморпорта, который по завершении процесса может сам получить возможность плотно заняться стивидоркой. В Росморпорте уверяют: не собираемся.
Акционирование Росморпорта – вопрос решенный. Конечно, процесс это не быстрый. Но и Росморпорт, если использовать судовые метафоры, - не шлюпка, а скорее, атомный ледокол – тут вопрос маневрирования. Глава ФГУПа Андрей Лаврищев на состоявшейся в конце ноябре Неделе транспорта дал понять, что переход в АО будет проведен по лекалам Ростеха, все будет плавно, и стивидорам абсолютно не о чем беспокоиться.
На поставленный вопрос об изменении ставок аренды – и даже не самих ставок, а механизма ценообразования – глава Росморпорта ответил, что большого желания кардинально менять арендные ставки у предприятия нет, если только они первоначально не были занижены.
В структуре подчеркивают: мы зарабатываем не на аренде, а на портовых сборах, которые для нас являются основным видом деятельности. Арендой, конечно, пренебрегать не стоит: она приносит предприятию 10-15% выручки. Но это, все же, не основной вид деятельности, подчеркивают представители ФГУПа и заявляют о твердом намерении наращивать эффективность в том, ради чего Росморпорт, собственно, создавался – в услугах по обеспечению безопасности мореплавания.
Сам глава Росморпорта на Неделе транспорта говорил, что с учетом акционирования очень надеется на развитие «прочих видов деятельности». В этом месте стивидоры, наверное, вздрогнули, но совершенно зря. Андрей Лаврищев в данном случае имел в виду использование ледоколов для выполнения функций, которые не связаны с обеспечением безопасности мореплавания в том или ином порту.
«В настоящее время у нас уже почти 10% доходов дают ледоколы, их использование в летний период времени – как правило, конечно, в наших арктических морях», - отметил А.Лаврищев.
Однако вся эта риторика стивидоров как-то не очень успокаивает. Бог с ними, с арендными ставками. По-настоящему их беспокоит одна вещь: что, если Росморпорт, став АО, сам займется стивидорной деятельностью. Так ли беспочвенны эти опасения? Попробуем разобраться.
Во-первых, а что ему помешает? Став акционерным обществом, Росморпорт получит в руки все необходимые рычаги. Во-вторых, сейчас предполагается, что весь имущественный комплекс, который находится в ведении Росморпорта, вольется в имущественный комплекс вновь создаваемого АО. Значит, и причалы, которые арендуют стивидоры – как правило, на срок в 49 лет – они в лучшем случае продолжат арендовать.
Робкие попытки поставить вопрос о приватизации причалов в ходе превращения Росморпорта из ФГУПа в АО – чтобы стивидоры могли выкупить арендуемую ими десятки лет и значительно улучшенную инфраструктуру – горячей и немедленной положительной ответной реакции не вызывают. В Росморпорте резонно напоминают: это 10-15% нашей выручки. Логика понятна: зачем же выставлять на торги то, что, по предполагаемой процедуре перехода, органично и совершенно бесплатно вольется в новую структуру?
При этом в Росморпорте не устают уверять: стивидорка – это не наше. Да, она у нас есть, но это жалкие 0,5% от общей деятельности. И вся она по определению убыточна, осуществляется только в тех портах, прибыли от которых ждать не приходится. Это для нас непрофильная деятельность. Предприятие создавалось для другого.
Признаемся честно: аргументы так себе. Что помешает новоиспеченному АО «Росморпорт» заняться стивидоркой на бойком месте, в прибыльных портах? Да ничего. Принципиальных непреодолимых сложностей нет. Да, конечно, нужны кадры, специалисты. Да, нужно оборудование. Но это вполне решаемо – было бы желание. Инфраструктура, которой располагает предприятие, – бесценный, огромный задел на будущее, реальная возможность для Росморпорта стать не просто стивидором, а мегастивидором.