Число российских туристов за первые месяцы 2019 выросло, при этом растет и число так называемых «самостоятельных туристов», число же обращающихся за пакетными турами в турагентства осталось прежним. Такую статистику представил Аналитический центр НАФИ. Впрочем, по оценкам представителей турагентств, реальная статистика несколько иная: в России потенциальные туристы в целом стали путешествовать больше, поэтому количество клиентов у турагентств также растет. При этом определяющим фактором эксперты называют цену: пока у турфирм будет возможность предлагать клиентам путешествие дешевле и удобней самостоятельных маршрутов, «вымирание» им не грозит.
Итак, согласно данным НАФИ, за первые месяцы 2019 года существенно выросла доля российских туристов, предпочитающих организовывать отдых самостоятельно. Так, с 28% до 34% увечилось число тех, кто сам бронирует билеты. И с 26% до 32% - кто арендует жилье. Доля же тех, кто обратился в турагентство, осталась неизменной – 29%.
При этом самостоятельно предпочитают организовывать свой отдых люди из возрастной группы до 44 лет. Из них 46% покупают билеты и 45% - бронируют жилье. Что интересно, «в столицах», то есть в Москве и Петербурге, самостоятельный отдых планируют реже – 23% арендуют жилье и 28% - бронируют билеты. Напомним, средняя цифра по стране - 34% и 32% соответственно. Зато к услугам турагентств в столице прибегают чаще – таковых 37%.
В турагентствах на очередное исследование «роста собственной невостребованности» отреагировали со здоровым скепсисом. «Я не могу согласиться с такой оценкой. Со своей точки зрения мы видим другую картину – растёт и сегмент самостоятельных путешествий, и сегмент организованных туристов», - отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» ситуацию Алексан Мкртчян, гендиректор сети турагентств «Розовый Слон». Подобная оценка опирается на цифры реальных данных работы сети. «Если в позапрошлом году мы отправили 130 тыс. туристов, то в прошлом – уже 150 тыс. По итогам первых прошедших четырех месяцев этого года у нас рост ещё на +20%», - проиллюстрировал Алексан Мкртчян. При этом, по его словам, «берутся» новые туристы из гигантского потенциала тех, кто вообще никуда ранее не ездил, ведь согласно статистике, не меньше 65% наших граждан вообще никуда и никогда ранее не выезжали, даже из своего региона в пределах России.
На стороне турагентств и основной «тренд», благодаря которому туристы выбирают поездки. «Самое главное, на что будут смотреть туристы – это цены. Если у турагентства есть тур дешевле, то они будут путешествовать через турагентство, если дешевле самостоятельно – поедут самостоятельно», - подчеркнул Алексан Мкртчян. И по прогнозам эксперта, такая ситуация в ближайшее время вряд ли изменится.
Что же касается прогнозов о том, что турагентства не выдержат конкуренции с онлайн-бронированиями, то опыт показывает, что это лишь теоретические рассуждения, не имеющие отношения к практике. «Мы видим пример тех же Соединенных Штатов, где проникновение интернета и онлайн-сервисов в жизнь населения значительно выше чем в России, и где население располагает значительно большим бюджетом. Однако турагентства там не только не вымерли, но даже открываются новые», - отметил Алексан Мкртчян.
Подробнее