На портале раскрытия информации о подготовке нормативных актов опубликован законопроект, вносящий изменения в закон об основах туристской деятельности. В частности, предлагается ввести новую статью, которая расширяет список основных видов туризма и дает им определения.
Напомним, что определения ключевым видам туризма были даны еще при написании первоначальной версии закона. Новым законопроектом предлагается признать утратившими силу абзацы, в которых даются такие определения.
Вместо этого появится новая статья 1.1, где даны определения видов «международного туризма» (куда включат и выездной, и въездной), а также внутреннему туризму. Основных же видов туризма предлагается выделить 13. Это:
- активный туризм ,
- автотуризм,
- социальный туризм,
- самодеятельный туризм,
- детский туризм,
- сельский туризм,
- экологический туризм,
- деловой туризм,
- круизный туризм,
- культурно-познавательный туризм,
- лечебно-оздоровительный туризм,
- промышленный туризм,
- событийный туризм.
Некоторые определения видов туризма перенесены из действующей редакции закона, но большая часть написана заново.
Сейчас на рынке нет единообразия применения тех или иных видов туризма, в результате нередко каждая организация и даже госорганы трактуют тот или иной вид туризма по-своему. Это затрудняет формирование статистики, практику ведения бизнеса в различных отраслях туризма и не сочетается с недавно принятой стратегией развития туризма до 2035 г., требующей выделения приоритетных для развития на государственном уровне видов туризма.
Однако опубликованный на портале regulation.gov.ru законопроект, по мнению участников отрасли, в части описания видов туризма содержит определения, вряд ли согласованные с бизнесом.
Так, например, сельский туризм, согласно тексту проекта, предполагает размещение, но в определении экологического туризма условия о размещении нет вообще. В определении автотуризма предполагается, что основным средством передвижения туриста являет автомобиль, при этом формулировка позволяет причислить к автопутешественникам и туристов, прилетевших на отдых самолетом, а затем пользующихся в течение всего отпуска арендованным автомобилем. И это не единственные из недостатков законопроекта.
Так, участие в событийных мероприятиях упоминается в проекте дважды – не только в определениях событийного туризма, но и в определении культурно-познавательного.
Вызывает сомнения и само число выделяемых видов туризма. Некоторые участники рынка считают, что при значительном расширении перечня видов туризма есть и те, которые в новом законопроекте не упомянуты вовсе.
На странице законопроекта указано, что он имеет высокую степень регулирующего воздействия, однако его текст не обсуждался законодателями с участниками рынка. Несмотря на актуальность проекта, его текст необходимо дорабатывать совместно с представителями туристического бизнеса.
Напомним, что недавно Минэкономразвития был подготовлен законопроект о реестре турагентств, а также приказ о введении индикаторов риска туроператоров. Этим документам явно не хватило консультаций с бизнесом. Так, сейчас представителям туристической общественности придется в Госдуме доказывать непроработанность поданного законопроекта о реестре ТА.