Намывные острова в Петербурге: от идей Петра Первого к современности
4 категория - Новости СЗФО
26 Ноября 2018
Многие считают, что возведение намывных территорий в Петербурге - практика новая и неизведанная. Однако историки в один голос заявляют, что такие мнения ошибочны. С петровских времен строители борются с заболоченностью и угрозой наводнений укреплением и расширением прибрежных зон.
Строительство Петербурга с самого его основания ведется с применением различных средств по усмирению водной стихии и предотвращению заболачивания территорий. Личный проект Петра Первого предусматривал расширение Заячьего острова на север и на юг, что положило начало созданию искусственных территорий. Сердце города – Петропавловская крепость – фактически стоит на сваях в акватории Невы.
В первой половине XVIII века в Северной столице активно создавали морскую узловую инфраструктуру. Порты, причалы, склады и прочие объекты создавались на подсыпанных территориях. В более позднем Генплане 1776 года один из портов планировали построить на треугольном насыпном острове, однако территорию под порт сделали, а сам порт так и не появился.
В XIX веке самой знаменитой насыпной территорией стала Адмиралтейская набережная. Впрочем, данную технологию использовали и для строительства объектов под промышленные нужды. Позже появились идеи глобального переустройства городского пространства, но Первая мировая война не дала этим планам сбыться.
После революции о комплексном развитии территорий, в том числе и насыпных, не забыли. Несколько раз замыслы и приоритеты строительства менялись. Многие проекты либо были реализованы частично, либо забыты. Однако пик разработки карты намывных земель пришелся на конец 50-х годов. Именно в это время архитекторы планировали создать «морское лицо» Петербурга за счет намывов заболоченных зон в районе Лахты, Васильевского острова и территорий на юго-западе.
Подробнее